Олимпийская чемпионка Аделина Сотникова – отличный пример того, как одно неосторожное слово может вызвать бурю. Накануне на YouTube-канале Tatarka FM вышел ролик с материалом, который не включили в большое часовое интервью, опубликованное еще три месяца назад, и в нем фигуристка рассказывает… о допинге.
Когда речь зашла о ситуации Камилы Валиевой, Сотникова выдала чуть ли не инсайд:
«Вспоминая 2014 год, когда через какое-то время сказали, что у меня нашли допинг, и у меня должен был быть суд, и все это должно было быть. Но потом меня оправдали, потому что открыли вторую пробу, и у меня все было хорошо», – заявила Аделина.
И эти слова действительно можно назвать настоящей сенсацией, потому что о положительной допинг-пробе Сотниковой никогда не сообщалось. Да, в свое время против нее началось разбирательство, дело рассматривала дисциплинарная комиссия Международного олимпийского комитета (МОК), но тогда даже речь не было о таких серьезных основаниях для его возбуждения, как положительный тест.
Практически через три года после Олимпиады, в конце 2016 года, итальянское издание Gazzetta dello Sport сообщило, что Сотникова фигурирует в знаменитом докладе Ричарда Макларена о допинге в российском спорте. Утверждалось, что Аделина числится среди спортсменов, чьи пробы подверглись манипуляциям, о которых рассказывал информатор WADA и бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков.
Другие иностранные СМИ писали о том, что на допинг-пробе Сотниковой якобы обнаружена царапина, указывающая либо на вскрытие, либо на замену контейнера. При этом когда только появилась информация о начавшемся расследовании в отношении российской фигуристки, ее имя не раскрывалось.
Любопытно, что в итоге за Аделину вступился сам Родченков. По крайней мере, по словам президента Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елены Вяльбе. Она заявила, что Родченков попросил оправдать Сотникову, заверив спортивных чиновников, что фигуристка точно ничего запрещенного не употребляла.
Как уже говорилось выше, МОК провел расследование и полностью оправдал Аделину, подтвердив легитимность ее победы.
«Дисциплинарная комиссия пришла к выводу, что до сих пор не получено достаточных доказательств, которые подтвердили бы нарушение спортсменкой антидопинговых правил. Дисциплинарное разбирательство, возбужденное против Аделины Сотниковой, прекращено», – говорилось в заявлении МОК.
«Матч ТВ» обратился за комментарием в Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), и там заявили, что не обладают информацией о положительной допинг-пробе Сотниковой. Аналогичная ситуация и со специалистами, занимавшимися подготовкой фигуристки к Олимпийским играм в Сочи. Вот что они сказали Sport24:
Александр Коган (с 4 июня 2010-го по 18 сентября 2014-го – вице-президент ФФККР): «Впервые подобное слышу. Это какой-то бред».
Елена Буянова (тренер): «Ерунда полная. Без комментариев».
Татьяна Тарасова (тренер и хореограф): «Мне ничего об этом не известно».
Ситуация абсурдная. Никто, кроме самой Сотниковой, не знает о якобы проваленном допинг-тесте. И здесь можно предположить два варианта. Либо эту историю скрывали больше девяти лет, но тогда почему Аделина так просто об этом рассказывает, не думая о последствиях, либо фигуристка выбрала неправильные слова, чтобы описать свою ситуацию.
Естественно, после таких заявлений снова зазвучал вопрос, должна ли Сотникова сохранить свою золотую медаль. Тут же вспомнили про олимпийскую чемпионку кореянку Ким Ёну, занявшую в Сочи второе место. В 2014 году несколько миллионов человек (столько подписало петицию) требовали отнять медаль у Аделины и отдать ее Ёне. На американском сайте Change.org было опубликовано открытое письмо в адрес Международного союза конькобежцев (ISU).
«Эта несправедливость был видна всем в мире, кроме России. Мы делаем это не для Ким Ёны, а для сохранения справедливости в спорте, которая должна занимать центральное место во время такого крупнейшего форума, как Олимпийские игры», – говорилось в петиции.
Да, тогда протестующие говорили совсем не о допинге, а о, на их взгляд, судейском произволе, но нынешняя ситуация для них – отличный повод снова попытаться добыть победу Ёне.
Но оснований забрать медаль у Сотниковой нет даже после признания. Потому что положительная проба «А» не приравнивается к нарушению правил в двух случаях: если есть терапевтическое исключение; если проба «Б» отрицательная. Аделина говорит как раз про второй вариант. Поэтому оснований снова вносить коррективы в медальный зачет сочинской Олимпиады пока нет.
Фото: EPA / VOSTOCK Photo.