29 января российскую фигуристку Камилу Валиеву дисквалифицировали на 4 года за применение допинга. Спортсменка лишилась большинства медалей, завоеванных на взрослом уровне, в том числе, золота Олимпийских игр 2022 года в командных соревнованиях. Кто только ни высказывался по этому громкому делу. Молчала только тренер Валиевой – Этери Тутберидзе.
31 января в Инстаграме (является продуктом компании Meta, которая признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. – «Спорт День за Днем») Этери Георгиевна, наконец, прервала молчание. Но ее сообщение под серией из 5 фотографий Камилы лишь вызвало еще больше вопросов. Тренер постаралась максимально обелить себя, дистанцировавшись от истории с допингом. Мимоходом она еще и приложила всех своих учеников, зачем-то начав сравнивать «одаренность».
Но давайте по пунктам с прямыми речами. Авторские орфография и пунктуация сохранены.
«Вот уже два года я не комментировала никак ситуацию с допингом обнаруженным у Камилы Валиевой на Чемпионате России в 2021 году, несмотря на незаслуженный нескончаемый хейт и обвинения в свою сторону. Всей нашей команде было строго настрого запрещено как либо комментировать или давать оценку происходящему, поскольку это может повлиять и помешать расследованию».
По всей видимости, Этери Георгиевна забыла, что 1 ноября прошлого года вышло ее видеоинтервью Леониду Слуцкому. Интервью продолжительностью более полутора часов, в ходе которого ей, естественно, задавались вопросы о Валиевой. Слуцкий хотел расположить собеседницу к себе, максимально сглаживал углы, но такую тему упустить все равно не мог.
И Этери Георгиевна отнюдь не молчала, чтобы не «повлиять и помешать расследованию». «Камила говорила, что какой-то волонтер ее угостил мороженым, какая-то массажистка Чикмарева ее угостила чаем, кто-то чем-то еще. Я говорю: “Серьезно? Ты мороженое съела и чай попила? Это все происходило, Камила?” Она говорит: “Ну я не знаю, я как-то вот там...”», – рассказывала Тутберидзе Слуцкому. То есть, прямо укоряет подопечную в халатности. Для Спортивного арбитражного суда это могло быть аргументом в пользу дисквалификации спортсменки. Потому что изначально говорилось о стакане с остатками лекарства дедушки, а это смена версии, попытка обмануть. Понимает ли это Тутберидзе?
«Я наверное больше всех хотела, чтобы эту историю досконально расследовали и чтобы у меня не осталось никаких вопросов, даже если это оплошность, ошибка или преступление с чьей то стороны».
И что сделала Этери Георгиевна для этого? Можно по пунктам? Еще в интервью Слуцкому, которое вышло в ноябре, но наверняка записывалось намного раньше, она говорила, что «хотела бы посадить всех участников процесса на детектор лжи», чтобы «узнать правду, откуда это взялось, что это, почему?» С Олимпиады в Пекине прошло почти 2 года, но ничего из этого, по всей видимости, сделано не было. Положительная допинг-проба была сдана в декабре 2021-го, а в ноябре 2023-го Тутберидзе только собиралась посадить всех на детектор лжи. Она пустила ситуацию на самотек. На это наталкивают другие слова тренера.
«Относительно вердикта у меня один основной вопрос- а хоть кто-то защищал Камилу на слушаниях, потому что хуже вердикта быть и не могло».
То есть Этери Георгиевна не знает, кто и как защищал в суде ее «самую одаренную спортсменку»? Она не участвовала в выстраивании оправдательной базы? Никому не рассказывала, что, как и когда обычно принимает Камила, с кем контактирует во время соревнований, на каком этапе мог произойти сбой? Если к ней никто не обращался, неужели у нее самой не возникло желания через Федерацию выйти на ту самую юридическую фирму BGP Litigation, представлявшую интересы спортсменки в суде?
«К Камиле у меня нет вопросов, она ребёнок и с моей стороны я продолжу всячески поддерживать её», – пишет Тутберидзе. Поддержка после вынесения приговора – это замечательно. Но стоило сделать максимум возможного, чтобы этих четырех лет дисквалификации не было. 2 года никто даже не пытался найти виновного. Может, потому, что это будет огонь по своим?
«Все мои спортсмены были и остаются чистыми, я за чистый спорт, иначе и быть не может. Наши спортсмены с 2010 года соревнуются на международных соревнованиях. И наверное невозможно будет сосчитать количество допинг проб, которые были сданы за это время. Всегда пробы были чистыми, надеюсь так и останется».
Это, конечно, хорошо. Но никак не обеляет ту же Валиеву. Мельдоний тоже когда-то не был запрещенным препаратом, а потом стал. Так и здесь: принимали лекарства, в спорте высоких достижений без них никак, но кто-то напортачил с дозировкой – и привет. Человеческий фактор еще никто не отменял. Возможно, виновен врач Филипп Шветский, а его предшественники из «Хрустального» не ошибались. Пока не будет найден виновный, не стрелочник, а реальный антигерой, спортсменов Тутберидзе, а то и всех россиян продолжат подозревать. Спасибо Олимпиаде в Сочи и господину Родченкову.
«Не в обиду всем моим предыдущим спортсменам - Камила самая одарённая спортсменка».
Камила может быть идеальной фигуристкой, самим воплощением грации на льду, но говорить так – максимальное неуважение к Липницкой, Загитовой, Медведевой, Щербаковой, Трусовой, Косторной. Даже если ты так реально думаешь, вслух подобного тренер не имеет права говорить. Почему нельзя похвалить, не принижая других? Этери Георгиевна не изменяет себе, за ней подобное давно водилось: кинуть камень в чей-то огород.
Тутберидзе в очередной раз выступила так, что лучше бы молчала. Конкретики не добавила, лишь постаралась обелить себя и свою группу. Если завтра или послезавтра на допинге попадается новая Валиева, Этери Георгиевна, конечно, себя виноватой в этом считать не будет. Даже американцев обвинить не получится, иначе можно испортить жизнь дочке, сменившей гражданство.
А продолжит ли Тутберидзе «всячески поддерживать Валиеву», мы узнаем очень скоро. Достаточно будет посмотреть на состав участников ее весеннего шоу «Чемпионы на льду», где Камила пока фигурирует на афишах.