Милош Ржига знает, как ненавидят собственные болельщики. Весной 2011 года он возглавил СКА. До этого у него был сезон в мытищинском «Атланте» и еще три в «Спартаке». Красно-белые под руководством Ржиги один раз прошли СКА в Кубке Гагарина. Все это не добавило любви к чешскому специалисту. «Мы его никогда не примем. Надеемся, что он поскорее уйдет», – открыто мечтали фанаты СКА. Ржига недавно вспоминал, как они ходили по Петербургу с головой свиньи. Если это не ненависть, то что?!
«Спорт День за Днем» пригласил Ржигу и лидеров фанатов СКА в свою редакцию. Они приехали. Конечно, мы рисковали. Разговор за столом получился не самым приятным, но после него градус противостояния все же чуть снизился. Значит, мы достигли своей цели. Теперь готовы предоставить площадку для общения Этери Тутберидзе и Евгении Медведевой. Готовы даже оставить их двоем. Пусть разберутся, наконец, сколько вложила Тутберидзе в Медведеву и должна ли фигуристка поблагодарить тренера даже через год после ухода. Чтобы потом закрыть этот вопрос раз и навсегда.
Пока Женя и Этери Георгиевна отдыхают после чемпионата мира, «Спорт День за Днем» опросил тренера, экс-фигуристку и спортивного психололога. Вопросов было два. Больше и не надо. Надо ли Тутберидзе и Медведевой помириться? И кто должен сделать первый шаг?
Cпортивный психолог Вадим Гущин: Тренер и ученик не могут быть друзьями
– Почему Медведева должна кого-то благодарить, тренируясь достаточно большое время под руководством Брайана Орсера? Почему Тутберидзе должна вести себя идеально и не имеет право высказывать собственное мнение? Они взрослые люди. Имеют право вести себя так, как считают нужным. Кому нужно, чтобы они общались нормально? Зачем вообще это требование любви? Представьте себе, что два человека развелись. Они потом обязаны обниматься при встрече, одалживать деньги, говорить друг о друге добрые слова?
Тренер и ученик не могут быть друзьями по определению. Встретились взрослые люди. Их цели временно совпадают. Что происходит вне льда не имеет отношения к тому, что на льду. Хороший пример – Кокорин и Мамаев. Есть группа людей, которые считают, что они неподсудны, потому что они – Кокорин и Мамаев. А другая группа считает, что их надо судить строго, потому что они – Кокорин и Мамаев. Я считаю, что они все неправы. Кокорин и Мамаев – обычные люди. И судить их надо по закону. Не делая скидок, но и не ужесточая наказание.
У Тутберидзе сейчас нет профессиональных отношений с Медведевой. Личные отношения – это личное дело. Точно так же и с Медведевой. Она живет свою жизнь, а не нашу. Мы имеем право только оценить ее поведение. Я вижу, что она не благодарит Тутберидзе, и внутри себя решаю, что мне это не нравится. Но это не значит, что я побегу к Медведевой и буду с плакатом требовать: «А ну-ка извинись перед Этери Георгиевной!»
Еще меньше у меня прав подходить к Тутберидзе: «Вы же взрослый человек. Чего вы не хотите с ней помириться?» Тренер вообще профессия одинокая. Очень часто ученик уходит от него, даже не поблагодарив.
Чемпионка мира-1999 Мария Бутырская: Если бы Женя стала чемпионкой мира, Этери было бы сложно
– Мы не можем просить их помириться. Это личное дело каждого. Первой должна, наверное, мириться Женя. Она очень много получила от Этери Георгиевны, которая вложила в нее много души, сил. Медведева – ученица Тутберидзе с малолетства. Женя занималась у нее с маленького возраста, а не просто откуда-то пришла. Этери Георгиевна ее воспитала и довела до очень серьезных побед. Считаю, что серебро на Олимпийских играх – это тоже победа. Медведевой можно было обижаться только на саму себя. Она проиграла Олимпиаду, потому что у нее не хватало технического арсенала. В этот момент Алина была лучше. Этери Георгиевна должна была ее не допускать на Олимпиаду?! Тогда бы Алина не стала олимпийской чемпионкой. Не факт, что через четыре года она сможет отстоять этот титул.
Мой конфликт с тренером Еленой Чайковской? Мы давно помирились. У нас конфликта не было. Мы даже не ругались. Так получилось. Я всегда говорила, что если бы ее не встретила, наверное, моя жизнь сложилась бы по-другому. Она меня вытащила из болота. Но мы и гораздо взрослее, чем Медведева (смеется). Делить нам было нечего. Я никуда не уходила. Ни на кого Чайковскую не променяла. Просто закончила спортивную карьеру. Мне уже было пора.
Тутберидзе обижена, что у Медведевой что-то получилось без нее? Если бы Женя стала чемпионкой мира, наверное, Этери было бы сложно. Но Медведева – не первая. Она третья. После двух учениц Этери Георгиевны (Алины Загитовой и представительницы Казахстана Элизабет Турсынбаевой – «Спорт День за Днем»). А дальше у Этери Георгиевны сидят еще такие же шикарные девчонки.
Тутберидзе и Медведева, наверное, не станут подружками, но в душе они должны друг друга простить. Им будет легче. Затаить обиду, злость – это как-то неправильно. Нормальные люди так не поступают.
Тренер Александр Жулин: Медведева должна сделать первый шаг
Найти тренера-эксперта оказалось не так просто. Один специалист вежливо извинился, узнав о чем идет речь. Телефоны других отвечали только гудками. Трубку снял двукратный олимпийский призер в спортивных танцах Александр Жулин. Сейчас он – тренер.
– Должны ли Тутберидзе и Медведева помириться? А почему вы меня спрашиваете? Захотят – помирятся. На мой взгляд, Евгения должна сделать первый шаг к примирению. Во-первых, она – ученица. Во-вторых, ушла, как я знаю, особо не прощаясь. Я сам тренер. Поэтому занимаю эту позицию.