Татьяна Рахманова (в девичестве – Басова) – бронзовый призер чемпионата России, победительница финала Кубка России, серебряный призер Finlandia Trophy и ученица легендарного Алексея Мишина. Сейчас она – главный тренер школы «Золотой конек», основанной ей в 2010 году.
В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Татьяна рассказала, смотрит ли международные соревнования без участия российских фигуристов, прокомментировала слова Дейва Лиза о падении уровня сборной России и поделилась впечатлениями от контрольных прокатов.
«Не стоит оценивать уровень по контрольным прокатам»
– После контрольный прокатов сборной России американский журналист Дейв Лиз написал, что уровень российского фигурного катания падает. Вот как вы оцените его умозаключение?
– На этих контрольных прокатах мне показалось, что не все спортсмены катались на максимуме своих возможностей. Но это же контрольные прокаты, а не соревнования. Оценивать, упал у нас уровень фигурного катания или нет, нужно по турнирам, по чемпионату России. По контрольным прокатам не стоит оценивать, мне кажется.
– А как вы сами считаете, уровень нашего фигурного катания держится, падает, поднимается?
– Трудно сказать. В принципе, наши спортсмены все так же развивают элементы ультра-си. Но чем больше соревнований, тем больше мастерства. Для развития, конечно, было бы лучше, если бы мы ездили на все международные турниры, но все равно ребята справляются. У нас достаточно сильная конкуренция внутри страны. Не могу сказать, что уровень сильно просел. Я думаю, что мы развиваемся.
– А ваши ученики задумываются об отсутствии международных соревнований или они еще слишком юны?
– Мне кажется, нет. Для них главное – соревнования. А где они будут проходить, в Самаре или в другом месте, не так важно. Им главное соревноваться. Они показывают свою программу, выполняют задачу и должны сделать это по максимуму хорошо.
«Трусова сможет вернуть пять четверных»
– На контрольных прокатах выступила Александра Трусова. Как вы оцените ее выступление?
– Я смотрела только произвольную программу, короткую не видела. Конечно, работы еще очень много. Всегда очень тяжело возвращаться после перерывов. Это колоссальный труд. Она большая молодец, что решилась на такой шаг, но работы предстоит еще очень много.
– Вам не показалось, что Александра, которая работала всего два месяца, выглядела не хуже, чем те, кто прошел весь этап подготовки?
– Она была не хуже, это точно. Мастерство никуда не денется. У нее это все уже на подкорке. Ей бы только побольше времени потренироваться, и, думаю, она вернет все свои пять четверных, если захочет продолжить.
«Пускай теперь все равняются на пять четверных Кондратюка»
– На прокатах произошла сенсация – пять четверных и два тройных акселя от Марка Кондратюка. Вас это не удивило?
– Это был очень достойный прокат. Это было круто. Марк – большой молодец.
– А это не опасно – в такой хорошей форме подходить к контрольным прокатам?
– Думаете, потом может случиться спад?
– Да.
– Я думаю, что он стабильно овладел этими элементами, поэтому и смог их показать сейчас. А если он ими владеет, то главное, чтобы не было никаких травм, а дальше все будет только еще лучше.
– В последнее время питерское мужское одиночное катание начало выходить на первый план.
– Как и было раньше.
– Верно. А тут Марк Кондратюк напомнил о себе, и противостояние между Петербургом и Москвой снова становится более серьезным.
– Когда есть борьба, это замечательно. Пускай теперь все равняются на его прокат, на пять четверных.
– Последние два сезона мы следили за противостоянием Евгения Семененко и Петра Гуменника, но ни одни из них никогда не показывал нынешний контет Кондратюка. Смогут ли они с ним побороться?
– Это ведь спорт. Сегодня ты победил, завтра победил кто-то другой. Заявленный контет не показатель и не гарант того, что ты все сделаешь. Даже прыгнув пять четверных, но сделав их неидеально, можно проиграть фигуристу с более легким, но идеально выполненным контентом. Пускай стремятся. Ребята молодцы.
«Если оба хотят катать под Онегина, пусть катают»
– Еще одна обсуждаемая тема сейчас – музыкальные повторы. Петр Гуменник вообще собрал комбо – у него повторяется с кем-то и короткая, и произвольная программы. Как с этим бороться и нужно ли?
– Если ты катаешься в одной группе, естественно, ты принес музыку на согласование с тренером или это тренер тебе ее порекомендовал, поэтому повторы исключены. Кто первый, того и тапки. А если фигуристы катаются в разных группах, в разных городах, это никак не регулируется. Не могу вспомнить, были ли такие повторы, когда я каталась. Но сейчас, что очень популярно, то и берут, поэтому шанс повториться стал выше. Особенно после того, когда разрешили использовать песни. Раньше можно было брать только музыку.
А регулировать, мне кажется, не стоит. Если оба хотят катать под Онегина, пусть катают. У них будут два разных Онегина. Да, для болельщиков это, возможно, будет масло масляное, но вот фигуристы захотели себя так выразить. Теперь одному из них новую программу ставить что ли?
«Косторная и Куница проделывают колоссальную работу»
– Комментируя контрольные прокаты, Елена Чайковская сказала, что Алена Косторная и Георгий Куница выглядят как два одиночника. Согласны?
– По факту они два бывших одиночника, это всегда будут вспоминать, но они стараются. Парные элементы делают? Делают. Катаются в паре? В паре. Значит, дальше будут выглядеть слаженным механизмом. Это достаточно нелегкий труд – после одиночного катания пойти кататься с кем-то.
– Вам это знакомо благодаря «Танцам на льду».
– Да. Это трудно, они колоссальную работу проделывают. Я думаю, что дальше будет только больше.
– А когда вы пришли на проект и вам пришлось встать в пару, насколько это было тяжело?
– Морально я была готова, хотя заранее не знала, с кем буду кататься. Потом узнала, что это будет Леша Чумаков. Он достаточно высокий сильный парень. Но, конечно, тяжеловато, особенно, если ты занимаешься не со спортсменом, но ему было тяжелее. Плюс еще я не маленького роста. Когда каталась я, это был прям перебор. Нас высоких было немного: я, Вика Волчкова, Маша Бутырская. Как говорил Алексей Николаевич, чем длиннее рычаги, это он про ноги, тем тяжелее тебе их собрать. Поэтому мы с Лешей высокие поддержки даже не рассматривали. Было тяжело, но это такой очень классный увлекательный опыт. Мне понравилось.
– Не думали после этого перейти в пары?
– Нет, абсолютно нет (улыбается). Я пробовала как-то ради смеха после тренировки в «Юбилейном» сделать параллельную перебежку, тодес. Классно, но мне кажется, я бы не смогла профессионально кататься в паре.
«Четверные элементы у пар – ближайшее будущее»
– Сейчас Мишина / Галямов и Байкова / Козловский тренируют четверные элементы. Как вам кажется, это ближайшее будущее парного фигурного катания или еще все-таки нет?
– Думаю, что ближайшее. Но я не парница, у меня был только опыт с Лешей Чумаковым в «Танцах на льду». Но там не то что четверной выброс, хотя бы параллельную перебежку сделать бы (улыбается). Парникам же, мне кажется, проще четверной элемент выучить, чем одиночнику. Даже тот же выброс. Ты же не только на свои силы рассчитываешь, но и на силу партнера. Соответственно, мне кажется, что для наших ведущих пар это вполне реально. У них достаточно большой запас физических сил, крутки.
Параллельный четверной, наверное, вряд ли, а вот выброс, подкрутка – почему нет?
– Вы следили сейчас за международным фигурным катанием?
– Времени катастрофических ни на что не хватает. А после того, как наши спортсмены перестали участвовать в международных соревнованиях, мне стало неинтересно за этим следить. Я слежу за нашими спортсменами.
Фото: Анна Коробкова / «Спорт День за Днем», скрин шоу «Танцы на льду» / телеканал Россия.