• Телекомментатор Наталья Фабричнова: «Повезло, что Квята поддерживает «Ред Булл», — нужна поддержка и Петрову»

    11.10.14 21:09

    Для кого-то «Гран-при России» является развлечением, возможностью скоротать время у телеэкрана, для кого-то — это работа. Ко второй категории относится Наталья Фабричнова. Если Алексей Попов — «российский голос “Формулы-1”», то Наталья — женский голос «Королевских гонок» в нашей стране. Но, что самое главное, не менее компетентный. Все-таки она — бывшая гонщица картинговой серии World Formula. Специальный корреспондент «Спорта День за Днем» встретился с Натальей в Сочи и попросил рассказать о нюансах работы и общении с самыми быстрыми людьми планеты.

    «Снежная королева»? Кими Райкконен

    — Большинство обывателей считает, что комментаторы на короткой ноге со всеми пилотами «Формулы-1». Это действительно так?
    — Все зависит от того, сколько лет ты являешься комментатором. Если ты новичок, то должен следовать общим правилам, пользоваться исключительно пресс-окнами, у которых есть свое расписание. Но есть в паддоке и такие люди, которые работают в «Формуле-1» уже десять-двадцать лет. Естественно, они уже прошли со многими пресс-атташе пилотов чуть ли не полжизни, их все знают, поэтому они могут чувствовать себя немного свободнее. Но комментатор, конечно, немного привилегированная профессия. В отличие от газет, тебе необходимо выдавать получаемую информацию не на следующий день, а тут же, в эфир. Поэтому нам надо как можно больше свежих новостей, каких-то инсайдов.

    — Лично вы уже можете подойти к любому пилоту или только к россиянам?
    — Мне очень помогает Алексей Попов, который в «Формуле-1» уже двадцать три года. Он всех знает, поэтому показывает мне правила хорошего тона. У каждого в пропуске прописаны зоны доступа, поэтому Алексей выступает в качестве гида, показывая, как же функционирует мир, организованный Берни Экклстоуном. Понятно, что я на короткой ноге с испаноговорящими пилотами, потому что говорю на их языке, и мне сложнее с тем же Льюисом Хэмилтоном, носителем английского языка. Алексей, например, блестяще владеет французским, поэтому общается свободно с его носителями. Ну и конечно, нам повезло, что и Виталий Петров, когда он был в «Формуле-1», и Даниил Квят — очень открытые ребята. К ним всегда можно подойти поговорить вне общего окна для прессы, и они расскажут что-то, что тебя интересует в данный конкретный момент.

    — Судя по тому, что я успел увидеть в паддоке, самый открытый из гонщиков — это Даниэль  Риккьярдо. Или есть более словоохотливые ребята?
    — Помимо того, что это гонщик ведущий команды, а значит, у всех на виду, он действительно постоянно улыбается. Риккьярдо всегда в хорошем настроении, может пошутить. В общем, классный парень. Но есть ребята, вроде Пастора Мальдонадо, которые находятся с другой стороны пит-лейна, если вы понимаете, о чем я (у гонщика «Лотуса» нет ни одного набранного очка в нынешнем сезоне, — «Спорт День за Днем»). Он выступает за команду, которая сейчас не является топовой. На него постоянно сыпятся шишки, потому что он чуть ли не в каждый уик-енд разбивает машину, попадает в какие-то ситуации, после которых его наказывают. На этот сезон он взял тринадцатый номер, и мне кажется, что все с ним происходящее — неслучайно. Это человек невезения. Но он по-настоящему открытый парень, может помахать тебе и сказать «Привет» даже когда идет по трассе с инженерами. Ну и еще можно отметить Адриана Сутиля. Где сейчас «Заубер» — ноль очков. Перед ним нет толпы журналистов, но он тоже очень интересный человек. С ним можно поговорить о чем-то кроме «Формулы-1», что является большим плюсом.

     

    — А кто, эдакая «Снежная королева»?
    — Ответ на этот вопрос можно угадать, посмотрев всего пять минут общения гонщиков с прессой (смеется). «Снежная королева» из снежной страны.

    — Кими Райкконен?
    — Да. Причем мне кажется, что последние год-два он стал немного работать на этот имидж. Я сама видела, как он улыбается, когда ему задают длинный, трехэтажный вопрос, на что он говорит «Да», «Нет» или просто кивает головой. И все смеются.

    — Есть ли такие, кто поймал звезду?
    — Они все в праве чувствовать себя звездами, их всего двадцать два человека в «Королеве автоспорта». Чаще всего звездная болезнь приходит к тем, кто рано добивается успеха. Потом они все успокаиваются и становятся нормальными ребятами.

    — Кто из иностранных гонщиков успел лучше всех овладеть русским языком?
    — Самый большой словарный запас у Фернандо Алонсо.

    — Все ясно, благодаря его подруге Даше Капустиной.
    — Да, Даша внесла и продолжает вносить в это свой вклад. Мы с ней немного пообщались, и она сказала, что Фернандо знает не только «Доброе утро». Хотя и это, согласитесь, неплохо, потому что это выражение посложнее, чем «Привет» или «Пока». Алонсо — полиглот. Он дает пресс-конференции на нескольких языках,  легко переключается с одного на другой.

    В Сочи даже пряники есть!

    — Какие плюсы у вас от работы на домашнем «Гран-при»?
    — С одной стороны, не важно, чтобы организаторы говорили по-русски, чтобы понять, как получить аккредитацию или забронировать за собой место в пресс-центре. С другой, гораздо приятнее психологически. Вплоть до того, что тебе не надо думать о визе или собирать большой чемодан (улыбается). Даже пряники в пресс-центре есть, что уже помогает чувствовать себя приятнее.

    — А если говорить о сложностях?
    — Более сложное расписание. У нас заметно прибавилось количество прямых включений и репортажей. При этом остается усиленная подготовка к включениям — тебе необходимо все читать в таком же объеме и при этом работать в два-три раза больше.

    — Отличается ли чем-то телевизионный показ?
    — Он стандартный. Но в этот раз мы показывали свободные заезды на «России-2», а не на «Спорте-1», как на других этапах. Ну и конечно, в Сочи намного больше съемочная бригада.

    — Паддок, пресс-центр... Все в Сочи сделано по шаблону или чем-то отличается от зарубежных «Гран-при»?
    — Если шаблон и есть, то он высший (улыбается). Давайте приведу пример. Пресс-центр на городских этапах — это какая-то сборная конструкция. В Канаде — это вообще чуть ли не тент, который продувается всеми ветрами, а люди вынуждены сидеть в куртках. Здесь все гораздо удобнее. И нет такого, как на азиатских «Гран-при», где на улицах очень жарко, а в пресс-центрах кондиционеры работают так, что приходится сидеть в куртках. В Сочи даже еда для журналистов есть.

    — То есть так не везде?
    — Далеко не везде. Иногда тебе просто дают воду, а здесь вы видите, какое разнообразие всего. Дьявол, как говорится, в мелочах.

    Запомните имя — Иван Маркелов

    — Правильно я понимаю, что многие гонщики скептически относились к «Гран-при России»? Во многих интервью они говорят о том, что трасса здесь оказалась лучше, чем они думали.
    — Просто, когда ты видишь новую трассу и тот же третий сектор с поворотами под девяносто градусов, думаешь, что она окажется медленной. А если посмотреть на интервью гонщиков, то они всегда называли своими любимыми трассами — скоростные.

    — Все идет к тому, что победителем сочинского этапа окажется кто-то из гонщиков «Мерседеса»?
    — Я бы сказала, что сюрпризы все равно есть. Тот же Боттас из «Уильямса» по ходу свободных заездов показывал время даже быстрее Росберга. У них тоже мотор «Мерседес», что дает определенное преимущество. Баттон и Магнуссен были также потрясающе быстры. Хотя Кевин и потеряет пять мест на старте из-за смены коробки передач. Фернандо Алонсо выглядит чуть хуже по сравнению с тем, что он показывал в пятницу. Но мы знаем, что он умеет выжимать больше, чем максимум. Кто знает, может исход окажется не таким очевидным, как кажется.

    — Даниил Квят со следующего сезона становится гонщиком «Ред Булл». Насколько вероятно, что он сразу же сможет бороться, пусть и не за чемпионство, но хотя бы за тройку сильнейших с учетом силы нового болида?
    — Я всегда опасаюсь прогнозов. Иногда в регламенте могут поменять совсем, казалось бы, незначительные вещи, но раз — и темп теряется. Те же «Макларены» переходят на «Хонду», «Лотус» переходит на моторы «Мерседес». Нельзя заранее сказать, что «Ред Булл» будет в такой же хорошей форме. Хотя, естественно, мы на это надеемся. Особенно зная талант самого Квята. Если все сложится, будем болеть за подиумы и победы.

    — Не ходят ли в кулуарах разговоры о появлении в «Формуле-1» кого-то еще из россиян?
    — Пока нет. Радуемся, что у нас есть Квят, рассчитываем на тест-пилота «Заубера» Сироткина... Но обычно команды до последнего держат закрытой информацию подобного рода.

    — Получается, вероятнее лишь возвращение Виталия Петрова, если он найдет спонсора?
    — Да. Это определяющий момент. Даже за Алонсо есть банк «Сантандер». Нам повезло, что Квята поддерживает «Ред Булл», нужно, чтобы кто-то поддержал и Петрова.

    — Видите ли вы в других гоночных сериях россиянина, способного заявить о себе в «Формуле-1»?
    — Мы весь сезон следим за Артемом Маркеловым из GP2. Это очень талантливый мальчик. Все что ему нужно — просто справиться с квалификациями. Он просто блестяще едет в гонках, но в квалификациях, говоря его словами, «постоянно проваливается». То чистого круга нет, то машина ломается, то своя ошибка... Он часто умудряется приезжать в очковую зону, стартуя из конца двадцатки. Посоветовала бы запомнить всем именно это имя.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»