• Татьяна Мишина: В Европе сейчас нет таких спортсменов, как у Тутберидзе и Арутюняна, а в ISU не хотят, чтобы конкуренция заглохла

    Большое интервью заслуженного тренера России

    Стартовала серия Гран-при сезона-2019/20. На первом этапе Skate America на пьедестале оказались две россиянки – подопечная Этери Тутберидзе Анна Щербакова и ученица Мишиных и Прокофьевой Елизавета Туктамышева. Да, именно так. Мы привыкли говорить об Алексее Николаевиче, как самодостаточной фигуре, человеке, на котором держится фигурное катание Санкт-Петербурга. Но окружают его сильные женщины, две Татьяны Николаевны – Мишина и Прокофьева.

    Корреспондент «Спорта День за Днем» наведался в «Юбилейный», где оттачивают свое мастерство Туктамышева и Ко, и обстоятельно пообщался с Татьяной Мишиной – чемпионкой СССР в одиночном катании, заслуженным тренером России и, конечно, супругой Алексея Николаевича.

    Ниже о: 

    – предвзятом отношении судей к Туктамышевой;

    – принципах работы квартета Мишины, Прокофьева, Гачинский;

    – шансе, которым воспользовалась Самодурова;

    – сравнениях Туктамышевой с Плющенко;

    – странной ситуации с новой короткой программой Лизы;

    – проблемах Лазукина;

    – критике болельщиков;

    – Трусовой, Щербаковой и Косторной;

    – неправильном лутце Медведевой;

    – Тутберидзе и Арутюняне;

    – будущем фигурного катания и многом другом...

    Татьяна Мишина, Софья Самодурова, Андрей Лазукин, Елизавета Туктамышева, Анастасия Гулякова, Алина Соловьева, Глеб Лутфуллин, Татьяна Прокофьева, Артур Гачинский (верхний ряд), Евгений Семененко, Алексей Мишин и Александр Петров (нижний ряд)

    Не тандем, а триумвират. Плюс Гачинский

    – Расскажите, как выстроена работа в вашей группе.
    – Если соревнования у Лизы, то с ней всегда едет Алексей Николаевич. И часто это делает Татьяна Николаевна Прокофьева. Но на Skate America она совсем никак поехать не могла, потому что к Skate Canada готовится Андрей Лазукин. С ним в Келоуну поедет именно Прокофьева. Алексей Николаевич уже не может выезжать вместе со всеми на разные соревнования.

    – Пока он с кем-то на соревнованиях, вы в Петербурге тренируете оставшихся спортсменов.
    – Да, так идет еще со времен Жени Плющенко. Когда Алексей Николаевич уезжал на соревнования вместе с ним, все остальные спортсмены оставались на мне. Затем пришла Татьяна Николаевна Прокофьева, наша бывшая ученица. Она долгое время каталась в Ленинградском балете на льду, но когда к нам из Глазова приехала Лиза Туктамышева, Алексей Николаевич предложил Прокофьевой заниматься с ней. Лизе тогда лет десять, наверное, было. Сразу было видно, что она – девочка прыгучая. Но какой-то особой подготовки у нее не было. Если наши питерские ребята сразу начинают заниматься с хореографами, то у Лизы, конечно, подобного тогда не было.

     

    – То есть у вас сейчас получается не тандем, а триумвират. 
    – Можно сказать и так. Хотя с конца сезона-2018/19 с нами еще и Артур Гачинский теперь работает. Все всегда вместе быть не могут. Есть определенное распределение обязанностей. Каждый за кого-то отвечает в большей степени. Не за что-то, а именно за кого-то. Но у нас есть полная взаимозаменяемость. 

    – Кто на минувшей неделе ездил в Минск на Ice Star вместе с Софьей Самодуровой?
    – Бывают исключительные случаи, когда с ребятами совсем никто не может поехать и тогда мы просим присмотреть за ними каких-то других тренеров. Но чаще всего просим это делать кого-то из своей команды. Например, ребят из легкой атлетики, которые работают вместе с нами по ОФП. Они уже наши люди (улыбается). Вот с Софьей в Минск и ездил один из них – Егор Челышкин. Я только вернулась из Саранска, куда ездила с Женей Семененко, поэтому не имела возможности сразу поехать с Софьей в Белоруссию.

    Евгений Плющенко, Алексей Урманов, Алексей Ягудин и Алексей Мишин

    Нельзя сделать так же, как Мишин

    – Сейчас вы с Алексеем Николаевичем тренируете вместе. Но были времена, когда вы являлись конкурентами. Можно вспомнить противостояние Олега Татаурова и Алексея Урманова. Помните, тот момент, когда пришло осознание, что пора работать не порознь, а в тандеме?
    – Я не могу сказать, что у нас было какое-то противостояние. Но бывают моменты, когда у тренера появляется какой-то основной спортсмен. Как было в то время с Урмановым, с которым Алексей Николаевич ездил на все старты.

    – Как сейчас с Туктамышевой. 
    – Да, как сейчас с Лизой, как было с Женей Плющенко. Вот и получалось, что, раз Мишин большую часть времени проводит с Урмановым, то я занимаюсь Олегом. А еще в тот момент был Руслан Новосельцев. Может не такого высокого уровня, но все же. А Татауров и на чемпионатах мира, и Европы, и на Олимпийских играх выступал. 

    – Получается, что разговоры о противостоянии слишком преувеличены.
    – Конечно. Например, когда Алексей Николаевич ездил на турниры с Плющенко, я больше времени проводила с Гачинским. Вот и получалось, что если какие-то спортсмены со мной больше тренировались, то именно со мной хотели и на соревнования ехать. Кто-то с кем-то больше занимается, но у нас нет разделения на «мой» спортсмен или «не мой». И ревности нет, что Алексей в какой-то момент смог подхватить ту же Соню Самодурову и отправиться с ней на какие-то старты.

    – Как часто расходятся ваши с Алексеем Николаевичем взгляды на тренировочный процесс или необходимость использования тех или иных элементов?
    – Мы, конечно, мыслим в одном ключе. Я же и сама прошла школу именно Алексея Николаевича. Но надо обязательно все пропустить через себя, нельзя просто копировать. Когда тренер что-то объясняет, он должен понимать, чего хочет, требовать этого и добиваться. Иногда приезжаешь на какие-то сборы, видишь иностранных тренеров, которые следят за нашими тренировками и думаешь: «Да и пожалуйста». Они все равно полностью не смогут понять. Нельзя сделать так же, как Мишин. Думающих и понимающих – единицы. Очень мало тренеров, которые чего-то добились в мировом масштабе, воспитали не одного спортсмена, а поколения за поколением. Масса таких, кто берет состоявшихся спортсменов, лишь бы у бортика постоять, по соревнованиям поездить.

    Софья Самодурова

    У Туктамышевой ситуация похожая на историю Плющенко

    – Если открыть вашу страничку в Википедии, то там в списке известных учеников представлены Артур Гачинский, Андрей Лутай, Александр Петров, Андрей Лазукин и Софья Самодурова. 
    – Честно скажу, что Лазукин в меньшей степени. Петров – да. Я очень много с ним ездила, как раз в его лучшие годы. Сейчас у него, к сожалению, спад. С Лутаем, непростым товарищем, большую часть времени тоже была я. Он прикипел и привык ко мне. Ну и Соня изначально пришла ко мне. Ее привела сама тренер Маша Николаева.

    – Даже так?
    – Да, бывает и так, что сам тренер отдает спортсмена. Если кто-то один в группе заметно выделяется, у тебя к нему душевное отношение, то начинаешь понимать, что ему надо двигаться дальше. Прекрасно помню тот момент, когда Николаева привела Соню. Та была еще совсем маленькая, ссутуленная (улыбается). Соня Марию Игоревну постоянно вспоминает. 

    – Та все сделала правильно, Самодурова в итоге стала чемпионкой Европы.
    – Да, Соня хорошо воспользовалась шансом. Согласитесь, еще надо суметь это сделать. Ведь могла, например, та же самая Константинова, участвовавшая в чемпионате Европы. Но в данный конкретный момент лучше была Соня. И уже не важно, что в произвольной программе плохо откаталась Загитова, что Лиза заболела. Соня проявила себя с лучшей стороны. А ведь у меня еще была и первая советская чемпионка мира среди юниоров.

    – Напомните, пожалуйста, кто это был.
    – Татьяна Андреева, в 1985 году. Это же была сенсация! Наши девушки были далеко-далеко, там, где ничего не видно (улыбается). Тогда впереди был юноши и только потом пошло – Бутырская, Слуцкая… И то, это были единичные исполнения, не было целой плеяды. Победа советской девушки в США, в Колорадо-Спрингс, стала настоящей сенсацией!

    – Почему в списке ваших учеников не представлена Туктамышева?
    – Лиза приехала из Глазова со своим тренером Светланой Веретенниковой. Но та в Петербурге не работала, они года два ездили туда-обратно, потому что у Веретенниковой в Глазове были другие ученики. Была ситуация похожая на историю Жени Плющенко, мама которого целый год не решалась уехать из Волгограда, потому что муж, дочка… Но Женя сказал, что хочет быть в Питере. Поэтому некоторый период времени он жил и у нас, и у хореографа Евгения Сережникова. А ему было всего лет 11-12. Сердце мамы не выдержало, и она переехала сюда.

    Татьяна Прокофьева, Елизавета Туктамышева и Алексей Мишин

    – В итоге осталась в Петербурге и Лиза.
    – Да. Сначала для нее арендовывали квартиру у «Юбилейного» и только потом из Глазова переехала мама. С Лизой очень много работала именно Прокофьева. Татьяна Николаевна повлияла и на ее образование, я имею в виду, любовь к театрам. Она вложила в Лизу очень много. В какой-то момент ей стало достаточно работы с Мишиным и Прокофьевым, поэтому Лиза осталась в Петербурге. Туктамышева такой человек, который хорошо воспринимает любые советы и рекомендации в том числе и мои.

    Медведевой часто прощается ее лутц

    – Многие болельщики и специалисты недоумевают, смотря выступления Туктамышевой. Расскажите, почему минувшим летом не удалось продумать от А до Я все нюансы короткой программы для Елизаветы? Почему начали менять музыку, вдруг посчитав, что ее не поймут, а потом, уже по ходу сезона возвращать обратно? Буквально за несколько дней до старта Skate America Елизавете поменяли в произвольной программе каскад тройные флип– тулуп на два тройных тулупа...
    – Программа делалась летом с канадкой Ше-Линн Бурн. Она сама в прошлом хорошая танцовщица (чемпионка мира в танцах на льду с Виктором Краатцем. – «Спорт День за Днем»). Потом сделала другим несколько удачных программ, и все сказали: «О, это шедевр!» Она стала брендом в фигурном катании. Таким, как Мишин, Тутберидзе, Тарасова или Чайковская. Канадка сделала программу. Но уже во время прокатов пошла критика: музыка не та, Лиза ее не обыгрывает до конца. Все это, естественно, не на пустом месте. Мнение было негативным. В итоге взяли более лирическую музыку, но через какое-то время поняли, что первоначальный музыкальный вариант лучше подходил под все движения. Так посчитала и Лиза. Она изначально вообще не хотела менять музыку, хотела оставить вариант Бурн. Но тренеры же всегда думают, как сделать лучше…

    Евгения Медведева

    – А что касается каскада?
    – То самое пресловутое ребро на флипе очень трудно исправлять. Медведева как прыгала неправильно лутц, так и делает это постоянно. Но это не Медведева плохая, это исправить просто очень сложно. Во время программ судьи иногда ставят восклицательный знак напротив элемента, когда им непонятно ребро. Но при нем, восклицательном знаке, уже не может быть больших плюсов, прибавок (GOE. – «Спорт День за Днем»). 

    – Но ведь на турнире в Италии в начале сезона Лиза хорошо справлялась с флипом, а уже в Финляндии ей стали ставить неправильное ребро.
    – Да, в Финляндии за каскад тройной флип-тройной тулуп ей сняли чуть ли не два балла. Мы посчитали, что если Лиза сделает каскад из двух хороших высоких тройных тулупов, то сумма получится больше. Вот почему поменяли каскад, а не потому, что Мишин ненормальный или еще что-то. 

    – Но и тулуп-тулуп у нее не получился на Skate America, и Лиза уже успела сказать, что вернется к флипу.
    – Возможно. На видео всегда видно, отрыв с правильного ребра или нет. Вот Медведевой часто ее лутц прощается. У нее везде стоит один лутц, потому что не ставить же два и в каждом делать ошибку? Вот тренеры и вносят какие-то изменения. Помнится, поменяли программу перед Олимпиадой Жене Плющенко, – и такая критика была! И как было не прислушаться? А потом пожалели об этом. У него была классная «Мулен Руж», а ее раскритиковали, назвав кабаре. Тарасова тогда больше всех говорила. В итоге поменяли на «Кармэн»… 

    Стало известно, кто засудил Туктамышеву в короткой программе на Finlandia Trophy

    Где-то Лизе не хватает растяжки или бильманов

    – А что происходит с оценками Туктамышевой за компоненты? У вас есть ответ, почему их ей ставят чуть ли не на уровне юниорок
    – Меня эта ситуация удивляет. Видела слова Авербуха, который сказал, что Лиза незаслуженно получила такие баллы. Согласна. Оценки должны были быть другими. Какой-то стереотип.

    – Мария Бутырская считает, что судейство – «это маленькая политика». Согласны?
    – Да. Вспомните Каролину Костнер. Когда она даже плохо каталась, ей компоненты ставили все равно под «десятки». Мы радовались этому, ведь она тренировалась у Алексея. Но бывало такое, что смотрели и не понимали, как такое возможно. Если есть технические ошибки, то вторую оценку нельзя ставить высокой. Вспомните Патрика Чана, когда уже сами спортсмены говорили, что, сколько можно, отдайте уже ему медаль, мы будем между собой соревноваться. Он два раза падает, но становится чемпионом мира из-за практически максимальных баллов во второй оценке. Неужели эти падения не портили общее впечатление? Когда была судейская система с максимумом в 6.0, если у тебя был неполный набор тройных прыжков, то выше 5.7 ты не мог получить. А сейчас получается такого нет.

    – Как на это реагирует сама Лиза? Чисто визуально она ведет себя очень сдержанно.
    – У нее стойкий характер. Понятно, что она расстраивается. Но все равно продолжает бороться, не опускает рук. У нее есть внутренний стержень. В этом плане я уважаю еще и Воронова, которому тоже не ставят баллов, которых тот заслуживает. Но я надеюсь, он еще побьется. Вот и Лиза продолжает прогрессировать, теперь у нее уже два тройных акселя в произвольной программе. После Skate America внесем еще какие-то поправки.

    – Как вы относитесь к комментариям болельщиков в интернете?
    – Если читать все, что пишут в интернете, то волосы вообще станут дыбом. Лучше не читать. Важно то, что говорят специалисты, такие, как Тарасова, Чайковская, Авербух… К ним надо прислушиваться. Хотя Тарасова в роли комментатора должна быть подоброжелательнее, меньше критиковать. 

    – И все же приведу одно достаточно распространенное мнение, опубликованное после очередной попытки Алескея Николаевича защитить Туктамышеву: «Самое обидное, что именно эти розовые очки тренера тормозят все развитие самой Лизы. Мишин считает, что и так все отлично: вращения не надо улучшать, хореографию тоже, каскады вообще сложные не нужны. Достаточно иметь формы и тройной аксель». Что скажете?
    – Во-первых, тройной аксель имеют единицы, это практически ультра-си. У нас есть совершенно четкое понимание, что нужна сложность. Вращения все время улучшаются, но мы не будем спорить, что где-то Лизе не хватает растяжки или бильманов (один из видов вращения. – «Спорт День за Днем»). Они не лучше, чем у других. Мы понимаем, что это нужно улучшать. Поэтому Алексей и защищает Лизу. Как в свое время защищал Женю.

    Татьяна Мишина (Оленева)

    Смотришь на Трусову и Щербакову и не успеваешь считать обороты

    – Вы – чемпионка СССР 1973 года. Помните, какие элементы были у вас тогда?
    – Это было время, когда Катарина Витт выиграла две Олимпиады подряд с двумя тройными прыжками – сальховом и тулупом. Больше было не надо, поэтому она даже и не пыталась. Я тренировала сальхов и риттбергер, но чего-то не хватало. Зато у меня был чистый двойной аксель. Тогда можно было прыгать любые прыжки в любом количестве. В короткой программе у меня был двойной аксель, двойной лутц и каскад из двойных флипа и тулупа. В произвольной я прыгала сразу три двойных акселя, лутц, флип. Программа же ограничена по времени, надо отвращаться три раза, дорожку шагов показать, поэтому десять прыжков не сделаешь. А каскады прыгали такие, что на выходе были и два, и три, и четыре прыжка (улыбается).

    – Чувствуете ли вы, что сейчас живете в особое время, время, когда женское фигурное катание в России выходит на космический уровень?
    – Конечно. Всегда говорят, что наименьшие изменения прошли в парном катании. Валова с Васильевым (олимпийские чемпионы 1984 года. – «Спорт День за Днем»), одиночники, вставшие в пару, прыгали сальхов, тулуп и двойной аксель, – так и современные парники прыгают практически то же самое. А в одиночном, конечно, колоссальные перемены. Будучи специалистом смотришь на Трусову и Щербакову и не успеваешь считать обороты (смеется). Это суперталантливые девушки. Сейчас уже в 10-летнем возрасте можно увидеть предпосылки к многооборотным прыжкам. А сейчас ведь и помимо Трусовой со Щербаковой уже выделяются более молодые девушки.

    – Та же Камилла Валиева.
    – Да, именно. И другие. В интернете выкладываются видео, как они прыгают уже тройные аксели, четверные. Очевидна тенденция на сложность элементов. В Европе таких уже нет. Алексей в своем интервью сказал, что они сегодня прыгают, а что будет завтра – неизвестно. Но не надо думать, что они через два года станут толстыми. И не надо говорить о том, что такие прыжки не надо делать и что они вредны. Хотя вся Европа сейчас начнет говорить об этом, потому что у них нет таких спортсменов, как у Тутберидзе и Арутюняна (главная звезда 62-летнего спецалиста – двукратный чемпион мира американец Натан Чен. – «Спорт День за Днем»). 

     

    «Dreams on Ice 2019» Rehearsal 😜

    Публикация от Sasha Trusova (@avtrusova)

    И придется фигурное катание делить на тех, кто прыгает что-то сложное и тех, кто будет просто кататься и прыгать двойные прыжки, побеждая с двойным акселем. В Америке этот вопрос уже поднимается, думают о каких-то градациях, чтобы не чувствовать себя униженными и оскорбленными. Возможно кто-то выплывет в США. В одном только Чикаго 40 катков. Путем отбора кто-то появится. Но в ISU будут что-то думать, они не хотят, чтобы конкуренция заглохла. 

    – Вы видите какой-то вариант развития событий?
    – Возможно сделают, как в художественной гимнастике, где медаль можно получить за выступление с отдельным предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. – «Спорт День за Днем»). А в фигурном катании сейчас выиграть у россиянок нереально, и интерес к этому виду спорта начнет пропадать. Как уже говорила, могут сделать выступления без элементов ультра-си, с красивыми вращениями и простыми прыжками.

    – Если на минуту забыть о существовании Лизы Туктамышевой, Сони Самодуровой, Насти Гуляковой, то от кого вы получаете наибольшее удовольствие, смотря выступления?
    – Мне нравятся и Медведева, и Загитова. Только Женя не прошлого года, а та, немножечко раньше. «Анна Каренина», которую она катала на Олимпиаде, получилась очень душевной и захватывающей. Из новых девочек мне очень нравится Алена Косторная – очень красиво катается, качественно, мощно. В каких-то моментах она даже не хуже Загитовой.

    – А если говорить об иностранных фигуристках?
    – Не в плане критики, но для меня та же Рика Кихира – это только тройной аксель. Сатоко Мияхара поприятнее каталась. Кореянка Ын Су Лим сейчас на Skate America не очень выступила, но она мне о-о-очень нравилась.

    – Поддерживаю.
    – Когда она только появилась, была настолько хорошенькой, что я подумала: «Она станет лучше Ю-На Ким». Но сейчас чуть-чуть сдала. Ушла от Рафика (Рафаэля Арутюняна. – «Спорт День за Днем») и стала похуже выглядеть. Хорошо каталась Вагнер, было красиво. Но сейчас уже не катается (улыбается). Это я к тому, что перечислить из действующих особо и некого. Запоминаются только единицы.

    Татьяна Мишина и Глеб Лутфуллин

    В Петербурге меньше возможностей по сравнению с Москвой

    – В одном из интервью, лет пять назад, вы рассказывали, что поощряете учеников за хорошо исполненные прыжки настоящими гусиными яйцами. Такая традиция осталась?
    – (Смеется.) Да. У нас на даче есть и куры, и гуси, все это дело возглавляет, конечно, Алексей Николаевич (улыбается). И ребят, и тренеров угощали гусиными яйцами, потому что они, действительно, необычные. Приз в виде большого гусиного яйца по-прежнему существует.

    – Если не брать в расчет Лизу и Соню, то, кто из тех, кто не на самом виду у болельщиков сейчас прыгает в вашей группе лучше всех?
    – Настя Гулякова хорошо прыгает. К своей идеальной форме она в этом году еще не приблизилась, но у нее большой потенциал. Связываю большие надежды с Женей Семененко, хорошие возможности имеет Глеб Лутфуллин. Находимся в состоянии ожидания. Надо показывать на реальных стартах то, что есть на тренировках. Но они имеют возможность проявить себя в самое ближайшее время.

    – Когда в конце августа был на открытой тренировке вашей группы, отметил для себя Алину Соловьеву. Когда ждать прогресса от нее?
    – А она ушла в парное катание.

    – Да вы что! А почему?
    – Она худенькая, у нее есть к этому предпосылки. Возвращаясь к нашему разговору. Каждая девочка думает о том, куда она может пробиться. Рядом Лиза прыгает тройной аксель, а я не все тройные могу, нет каскада три-три. Ну и куда? На этап Кубка России попасть от Санкт-Петербурга бывает не так-то просто! Места всего три. Алина нестабильно каталась, вот и решилась...

    – И с кем она будет теперь в паре?
    – Пока не знаю. Она пошла в группу к Великовым – Людмиле и ее внуку Васе. В парах не всегда удается найти сразу партнера. Но Алина так решила.


    – Много ли талантливых детей из регионов сейчас мечтают попасть к Алексею Мишину? Или все едут в Москву к Этери Тутберидзе?
    – Конечно, во многом, да. Особенно девочки сейчас хотят к Тутберидзе. Мальчики у них тоже появляются, но в меньшей степени. Желающие заниматься у Алексея Николаевича есть, но в Петербурге меньше возможностей по сравнению с Москвой. Я о системе интернатов. Например, Глеб Лутфуллин, талантливый и способный мальчик – из Казани. Но интернат зимних видов спорта находится далеко от «Юбилейного». Родители тоже не всегда имеют возможность снять ребенку жилье. Да и не совсем хорошо, когда в таком возрасте дети остаются одни, им все же нужно помогать.

    – В Москве с этим легче?
    – Да. Там больше интернатов при специализированных школах. Финансовая составляющая там лучше. У нас нет возможности взять всех желающих.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»