Почетный президент РФС, бывший вице-президент ФИФА (1980-96), экс член исполкомов ФИФА и УЕФА Вячеслав Колосков рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем» о том, как футбольным властям удавалось побороть идею Суперлиги в прошлом, и какая судьба ждет нынешнее начинание топ-клубов Старого света.
На моей памяти это уже третья крупная попытка создать Суперлигу или аналогичный турнир, рассказал Вячеслав Колосков, И все это происходило на моих глазах. Первый раз был при Леннарте Юханссоне более (швед Юханссон возглавлял УЕФА в 1990-2007 годах). Тогда было предложено название «Атлантическая лига», но смысл был тот же.
Как удалось побороть это движение? Во-первых, ФИФА открыто поддержал УЕФА. Подобные лиги нарушают один из основополагающих принципов устава ФИФА, в котором четко прописано: "Лига это внутренняя организация, подчиненная национальной ассоциации". Сами клубы не могут принимать решения без поддержки национальной ассоциации. А футбольные ассоциации были и есть против этих идей: и в Англии, и в Испании, и в других странах.
Во-вторых, тогда удалось собрать глав национальных ассоциаций и убедить, что эта закрытая лига приведет к окончательному расколу футбола на очень богатых и совсем бедных.
Третье: был создан новый формат Лиги чемпионов, в котором значительно увеличились доходы богатых клубов. Это всех устроило на какое-то время.
Ведущие футбольные лиги высказались против. Главы европейских государств высказываются против. Даже сами футболисты жалуются, что их никто не спросил! У меня ощущение, что эта Суперлига умрет, как и предыдущие. Будет достигнут новый компромисс с УЕФА. Будет создан новый формат Лиги чемпионов. А мыльный пузырь лопнет в ближайшее время, предположил Вячеслав Колосков.
Идея создания закрытой европейской Суперлиги витает в воздухе, как минимум, с конца 20 века, а по факту высказывалась главами богатых клубов во все времена.
В европейском баскетболе существует полный аналог: Евролига, где большая часть клубов выступает по постоянным лицензиям независимо от спортивных результатов (в том числе московский ЦСКА), часть добирается через wild-card и еще несколько участников определяются спортивным путем: либо через Еврокубок (второй по рангу кубок системы Евролиги), либо через национальные первенства.
Энергичные попытки создания Суперлиги предпринимались в 2000-2008 годах группой влиятельных клубов Европы, известной как G-14. Ее возглавляли традиционные богачи-гранды Испании, Англии и Италии, но также в «Совете четырнадцати» состояли такие относительно бедные команды, как «Аякс», «Порту» и «ПСВ Эйндховен».
УЕФА и ФИФА каждый раз удавалось подавить устремления топ-клубов, однако ценой значительных уступок в финансовых вопросах. В конце концов, это привело к катастрофическому перегреву футбольного рынка. К концу 2010-х зарплаты в 100 миллионов евро и чудовищные трансферные траты стали обыденностью европейского футбола.
Этот мыльный пузырь грозит лопнуть из-за коронавируса: топ-клубы несут огромные убытки и уже не сводят концы с концами. Бюджет мадридского «Реала» по официальным данным сократился на 25 %, но при этом клуб не может сильно урезать расходы, ведь это сделает его неконкурентным и лишь усугубит положение.
Таким образом, «Реалу» и другим топ-командам срочно потребовался новый источник дохода, которым и должна стать Суперлига.