Главный тренер российской сборной прокомментировал расширенный состав команды на контрольные матчи с Южной Кореей (7 октября, Москва) и Ираном (10 октября, Казань).
Смолов и Кокорин — разноплановые игроки
— Какими качествами вас привлекли те игроки, которые были на предыдущем сборе и играли против московского «Динамо», а теперь попали и в нынешний состав — Константин Рауш, Евгений Чернов, Антон Миранчук, Антон Заболотный?
— Прежде всего, это не означает, что у других не было хороших качеств, и по этой причине они нас не удовлетворили. Практически все игроки на предыдущем сборе себя проявили. Сейчас хотелось снова просмотреть некоторых из них, тем более что после первого вызова они достаточно хорошо играли за свои клубы. Мы и на словах и на деле декларируем, что стараемся по максимуму всех отсмотреть, дотошно все разбирать.
— 27 игроков в нынешнем составе — это окончательный список?
— Да, окончательный. Конечно, дай Бог, чтобы никаких казусов с травмами не было.
— Сейчас вы вызвали Юрия Жиркова, который мало играет за питерский «Зенит»…
— То, что он мало играет, не значит, что его квалификация потеряна. Жаль, что он в матче с «Вардаром» получил травму — возможно, играл бы намного больше. Но Юрий и в поединке на Кубок России шестьдесят минут на поле провел. Пару дней назад с ним разговаривал, настроение нормальное. На месте определимся, но есть такие футболисты, которым много времени не надо, чтобы привести себя в порядок.
— При Луческу Жирков почти всегда на позиции левого защитника, сейчас Манчини его использует в другом качестве. А в каком амплуа вы видите Жиркова?
— Если мы будем использовать ту же схему игры, что и раньше, то видим его в роли линейного игрока. В случае же перехода на игру в четыре защитника — а мы обязательно будем это делать, и, кстати, Мексика на Кубке конфедераций заставила нас таким образом перестроиться, и получилось неплохо, — то мы опять же подумаем, как лучше для команды использовать Жиркова.
— Сейчас в составе есть и Александр Кокорин, и Федор Смолов. Собираетесь использовать их вместе или порознь, поскольку эти форварды фактически дублируют друг друга?
— Так далеко мы не заглядываем, потому что одну связку мы весь год обсуждали, а они даже секунды не сыграли вместе. Идей, понятное дело, всегда достаточно, но дублировать друг друга Кокорин и Смолов не должны, потому что являются достаточно квалифицированными нападающими. В какое-то время они вместе росли как футболисты, отлично знают друг друга. Как все будет складываться — подскажут только тренировочный процесс и игры. Главное — определить, кто чем будет занят на поле. Хотя отмечу, что Александр и Федор все-таки разноплановые игроки. Смолов более эффективен в центре нападения, а Кокорин может действовать по всему фронту.
— С Кокориным у вас был отдельный разговор?
— Перед Кубком конфедераций был, сейчас — нет. Он все говорит на поле.
Пауза Глушакову не помешает
— С чем, на ваш взгляд, такое разительное отличие Кокорина полугодичной давности от нынешнего?
— Давайте я не буду обсуждать предположения, которые есть у каждого из вас. Главное — то, что мы видим. В клубе есть главный тренер, который поставил футболиста на ту или иную позицию, тренировочный процесс поменялся, многие партнеры по команде — тоже. Естественно, не могло не повлиять и непопадание на большой турнир — Кубок конфедераций. Разговор со мной — я специально ставлю это на последнее место — тоже сыграл какую-то роль. При этом Александр прекрасно знает, что подобные разговоры я для галочки никогда не веду: слава Богу, в одной команде работали, через стенку на базе жили. Иногда футболисту, тренеру, руководителю надо со стороны посмотреть на какие-то вещи. Сборная без Кокорина и сборная с ним, как он сам чувствует себя без сборной. Судя по всему, плохо, если так сейчас играет и стремится попасть в нее. На эту тему мы с Александром и разговаривали, и я рад, что выводы были сделаны.
— Невызов Дениса Глушакова в сборную связан с тем, что он устал?
— Я вообще не знаю, кто вам сказал такое слово: «устал». Дело в том, что он травмирован. Но бывает так, что до травмы человек может находиться в отличном физическом состоянии. Однако Глушаков на сегодняшний день за клуб не играет, поэтому логично, что в состав сборной на данный момент не попадает. Нужно объективно смотреть на такие вещи, тем более что и самому Денису пауза не помешает, и подлечиться ему надо, и мысли свои привести в порядок. Чтобы и «Спартаку» была польза, и автоматически сборной.
— Марио Фернандес, получивший сотрясение мозга в субботнем дерби с «Динамо», успеет восстановиться к матчам сборной?
— У нас есть информация, что он готовится к матчу с «Манчестер Юнайтед». Если бы сказали, что игрок не сможет играть в ближайшее время, мы бы сто раз подумали, вызывать ли его. Но повреждение такое, что Фернандес уже сейчас в нормальном состоянии, к игре 27-го числа будет готов. А сборная играет 7 и 10 октября. За оставшееся время подобные проблемы со здоровьем, как правило, удается устранить.
— Есть ли еще игроки, игра которых за сборную под вопросом из-за небольших повреждений?
— Нет, таких на данный момент нет.
— Кто, на ваш взгляд, в большей степени претендует на роль третьего нападающего — Антон Заболотный или Дмитрий Полоз?
— Ну, как мы можем на сегодняшний день это оценивать? Какие-то нюансы будут проясняться ближе к самим матчам, когда будем просматривать соперников — Корею и Иран. Тренировочный процесс тоже многое решит, равно как и тот факт, что игры будут 7-го и 10-го, а не через три дня на четвертый. У нас есть специальные тесты, которые покажут состояние игроков перед матчами. Разумеется, будем учитывать и соперников. Корея — скоростная команда, значит, и нам будут нужны быстрые игроки.
— С Ираном, значит, будет нужен более атлетичный состав?
— В любом случае, это разные по стилю сборные. Есть футболисты, которые больше подходят для игры против одних или против других, хотя есть и такие, которых можно одинаково эффективно использовать в обоих случаях.
Если бы не матч с «Динамо», Рауш не сыграл бы за сборную
— Читатели не поймут, если не будет задан вопрос об отсутствии Артема Дзюбы в составе…
— Я вполне нормально отношусь к этому вопросу. Прошел Кубок конфедераций, европейский футбол движется вперед. И возникает вопрос: а нужен ли нам вообще большой, габаритный нападающий? Давайте сейчас даже без конкретных имен и фамилий! Поэтому на сегодняшний день вызвали тех форвардов, которых хотели вызвать.
— В роли фактурного нападающего сейчас видите Заболотного?
— В какой-то степени да. Но очень при всей своей фактурности очень подвижный нападающий, у него есть скорость и мобильность.
— Один из лучших игроков первой части чемпионата — Андрей Лунев. Это плюс, что появился второй отличный вратарь для сборной?
— Конечно, плюс! Большой плюс и для сборной, и для его клуба. Но восхищаться пока, честно говоря, нечем — в нашем понимании можно быть удовлетворенным тем, что есть стабильность, которая радует. Лунев, как вы помните, тоже был на предыдущем сборе, провел матч с «Динамо» на достойном уровне. Но восхищение — это больше ваши эмоции, работа журналистов — жонглирование эпитетами. А наше дело — смотреть за игрой кандидатов и радоваться тому, что на многих позициях, не только на вратарской, появляются футболисты, заслуживающие вызова в сборную.
— Игорь Акинфеев…
— …Номер один!
— Рассматривается ли возможность возвращения Игоря Денисова в сборную?
— Мы же обсуждаем только тех футболистов, которые сейчас вызваны.
— Насколько Корея и Иран — хорошие соперники, которые дадут представление об уровне нашей команды?
— В первую очередь, стоит напомнить, что обе эти сборные уже отобрались на чемпионат мира в России. Но обратите внимание: у нас даже в контрольных матчах все соперники хорошего уровня. Так что стоит уже пластиночку-то сменить и понимать, к чему мы готовимся. Вот, кстати, многие до сих пор не могут успокоиться по поводу нашего матча с «Динамо», а если бы этого спарринга не было или мы встречались бы с другой сборной, тот же Рауш бы так за нас и не сыграл. Потому что у нас до сих пор нет официальных бумаг по нему, хотя вот-вот должны прийти. А так — собрали 16 тысяч зрителей, проверили себя, болельщиков, все довольны, все сыграли, Рауш сыграл, Фернандес забил. И поверьте, когда мы принимаем решение, с кем играть, взвешиваем все по пятьдесят раз. Если не по сто пятьдесят. И в конце концов, Корея и Иран — это не Гибралтар и даже не Ангола.
— По Раушу можете разъяснить ситуацию?
— Ему не нужно делать российское гражданство, просто в свое время он сыграл за юношескую сборную Германии, но не играл за первую. Чтобы Константин мог играть в официальных матчах на уровне сборных за Россию, мы должны получить соответствующую бумагу, которую должна быть утверждена в ФИФА. Но заседания, на котором мог бы решиться этот вопрос, пока не состоялось. Поэтому и участие Рауша в матчах с Кореей и Ираном под вопросом. Если ФИФА в течение двух недель рассмотрит этот вопрос, то Константин сможет. А так — он уже свой: и передачу голевую отдал в матче с «Динамо», и вы его оценили, и как по-русски говорить он вспомнил.
— Есть ли такая же бумага на Марио Фернандеса?
— Да, он может играть во всех матчах.
Обратил бы внимание не на ошибки Васина, а на его участие в голе в Лиссабоне
— У сборной очень хорошая группа атаки, но оборона вызывает вопросы. Тот же Георгий Джикия в последнем матче за «Спартак» вышел только на замену. Вас это не смущает?
— Нет, не смущает. Джикия постоянно играет, и наверняка примет участие в матче с «Ливерпулем». Роман Нойштедтер тоже все время играет за «Фенербахче». Ситуация с защитниками такая, какая есть. Мы ее с тренерским штабом в рабочем порядке обсуждали. Конечно, есть отдельно взятые игроки обороны и атакующие футболисты, но если всей командой не атаковать и не обороняться, ни один защитник не выручит. Нужно находить баланс, и я убежден, что мы его найдем.
— Хотелось бы уточнить: Дмитрий Комбаров не вызван из-за травмы?
— Нет, не из-за травмы. Футболисты уже знают, что во всех действиях тренерского штаба сборной есть логика. А если происходит что-то нелогичное, поверьте, я сам им звоню и все разъясняю, чтобы не было заблуждений.
— С Виктором Васиным, у которого было очень много ошибок в предыдущих матчах чемпионата страны, вы проводили какие-то беседы?
— Специальных бесед не было, но был один телефонный звонок, потому что и слова поддержки иногда необходимы. Нужно было дать понять, что я все это тоже вижу. И дать понять, что, с одной стороны, такую ситуацию нужно исправлять, с другой стороны, напомнить, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И подобный диалог у нас происходит перманентно.
— Это состояние Васина — последствие Кубка конфедераций, когда на него сразу свалилась огромная ответственность?
— Я был не стал зацикливаться на таких вещах. И уж если пошел разговор о Васине, я бы лучше обратил внимание на то, какой великолепный гол он организовал в матче Лиги чемпионов в Лиссабоне. Ошибаются все, но ошибка ошибке рознь. Есть ошибка — и сразу гол. А бывает недочет, пас, пас, пас — и только потом тебе забивают. Хочу только сказать, что мы, тренеры, немножко по-другому видим игру, чем болельщики и журналисты.
Возможно, в ноябре будет сбор и спарринг в Сочи
— Почему Казань выбрали в качестве места проведения второго матча с Ираном?
— А почему вы вообще так вопрос ставите? Тогда добавляйте: почему выбрали Казань, если самолеты туда не летают, надо на ишаках добираться, и на поле там травы нет! И вообще стадион там баскетбольный, а не футбольный. Вот если такой будет вопрос, я отвечу. А так — почему нет? Меня вот один журналист как-то спросил: «А почему вы Панченко в сборную вызываете? Он же не в премьер-лиге играет!» На что я ответил: «А что, у нас сборная премьер-лиги или все-таки сборная России?».
— Просто в Казани сборная уже играла. Вам так понравилось там?
— Конечно, понравилось: и стадион, и обстановка, и поле зеленое. Вообще-то была мысль сыграть в Сочи, но там что-то не готово. И в любом случае в Сочи могла быть первая игра, а вторая — все равно в Казани. Там все хорошо, и Азмун за Иран выйдет на радость болельщикам «Рубина» (улыбается).
— Сборная будет готовиться в Новогорске, где есть возможность «закрыть» команду от лишней шумихи?
— Да, в Новогорске. Одно из двух полей на базе в Новогорске уже полностью готово, второе тоже засеяно — стандарт ФИФА. Наверное, неправильно, если бы мы жили в гостинице в Москве, а на базу ехали тренироваться. А сейчас поле идеальное, вышел из жилого корпуса — и через минуту на газоне. Что касается гостиницы на базе, где мы будем жить во время чемпионата мира, она до Нового года будет перестроена, вместо двухэтажного здания будет четыре этажа — и минимум четыре звезды. А что касается «закрытости», то это совсем не так. У нас по ходу каждого сбора чуть ли не каждый день — за исключением того, что непосредственно перед игрой — бывает выделено по паре часов на посещение родных, на свидание с женами, с детьми. И это не зависит от того, живем мы в гостинице в городе или на базе за чертой города.
— Есть ли уже планы на ноябрьский сбор?
— Если говорить о датах, они давно известны — с 6 по 14 ноября. А о соперниках давайте пока не будем говорить. Потому что каждая структура работает, а «хотелок» у нас нет — тем более что от них ничего не зависит. Вот почему наше сегодняшнее мероприятие назначено на половину первого, а не на девять утра? Потому что мне в одиннадцать должны были перезвонить из нескольких мест с важной информацией, с которой я уже и пришел к вам. Так же и с ноябрьскими матчами сборной.
— А сбор в ноябре тоже пройдет в Новогорске?
— Вот здесь еще будем думать. Все будет зависеть от места проведения первого контрольного матча. Если, условно говоря, первую игру проведем в Сочи, то логичнее будет начать сбор там. Возможно, именно так было бы и сейчас, если бы играли с Кореей не в Москве, а в Сочи.
Москва
Использованы фото: EPA/Vostock-photo; Чемпионат.com; «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)