Футбольный стадион на Крестовском острове, которого так ждут жители Петербурга, строится и будет сдан в срок, как обещают те, кто отвечает за этот проект, в сентябре 2016 года. То есть, через год, а то и раньше.
Это и понятно. Во-первых, сколько можно строить. Во-вторых, летом 2017 года уже надо проводить на нем матчи Кубка Конфедерации. А через год — матчи чемпионата мира по футболу, ради которого он в том числе и строится.
Все мы знаем, что стройка идет долго и упорно. Не раз менялись подрядчики, смета, сроки, источники финансирования. Вмешались требования ФИФА к проведению чемпионата мира, благодаря чему количество мест на трибунах пришлось увеличить до 70 тысяч. Сначала думали, что новая арена обойдется в каких-то 7 млрд рублей, теперь, благодаря экономическим и прочим факторам, ее стоимость оценивается в 45 млрд.
Всем, конечно, хочется, как можно скорее на этот стадион посмотреть. Ведь обещают, что это будет новое слово в архитектуре и технологиях. Еще одна жемчужина в историко-культурном облике Петербурга. Ну а пока смотреть нечего, мы решили «послушать», что говорят известные люди про строительство арены на Крестовском. Поскольку строят ее уже восемь лет, фраз набралось немало. Они помогают понять, с какими трудностями сталкиваются создатели, и почему стадиона, с которым связано так много надежд, еще нет.
Они вам нос откусят
Начало стройки арены на Крестовском острове почему-то ассоциируется с приездом в Петербург Дика Адвоката, самого титулованного тренера в истории «Зенита». Ведь именно под его руководством сине-бело-голубые провели на стадионе имени Кирова в 2006-м последний матч. После чего мачты знаменитого сооружения обратились в пыль.
Адвокат, прибывший в Петербург летом 2006-го, тоже надеялся, что «Зенит» сыграет под его началом на новом стадионе, ради которого был разрушен старый. Но быстро разуверился.
— Чтобы стать клубом европейского уровня, надо каждый год успешно выступать в европейских кубках, — говорил он. — Плюс нужен стадион европейского уровня. Я здесь уже три года, а стадион так и не построен. Боюсь, когда это произойдет, я уже буду старенький ходить с палочкой.
Адвокат как в воду глядел. Месяц назад он был уволен из английского «Сандерленда», так что имеет теоретический шанс вывести «Зенит» на поле «Зенит Арены» или «Газпром Арены» (с названием еще не определились). Но, скорее всего, его пригласят на нее в качестве почетного гостя как тренера, который выиграл с «Зенитом» чемпионат России, Кубок УЕФА, Суперкубок УЕФА. И как Почетного гражданина Петербурга.
Как раз тогда, когда Адвокат уезжал из Петербурга (в 2009), арену на Крестовском посетила комиссия во главе с губернатором Валентиной Матвиенко и главой Газпрома Алексеем Миллером, боссом «Зенита». Тогда подрядчик пообещал завершить строительство арены к ноябрю 2010 года (вот были сроки!).
— Имейте в виду, — предупреждала Матвиенко гендиректора компании «Трансстрой», — вы обещаете это уже не мне, а председателю правления Газпрома.
— Да и не мне даже, — уточнил Алексей Миллер. — В первую очередь — питерским болельщикам. И если не выполните обещание, они откусят нам нос.
Валентина Матвиенко сейчас — спикер Совета Федерации РФ, Алексей Миллер — на прежней должности, носы у них целы. Стадиона нет.
Дело чести
Дмитрий Медведев, побывавший на строительстве объекта в роли премьер-министр в сентябре 2012, остался крайне недоволен увиденным.
— Это не просто долгострой, это выглядит позорно, — сказал Медведев окружающим, среди которых были министр спорта Виталий Мутко, тот же Алексей Миллер, президент «Зенита» Александр Дюков. «Это какой-то позор», — вспомнился классик.
Это был серьезный сигнал для руководства города, Газпрома, министерства спорта. Но сдвинуть стройку с мертвой точки удалось не сразу. Слишком много накопилось проблем и препятствий.
— Город не может строить стадион за свои средства! — волновался в ходе телемоста с участием депутатов Госдумы и питерского Заксобрания Петербурга Алексей Ковалев. - Строить стадион обещала «Газпром Нефть». После этого Газпром вышел из проекта, и объект полностью оказался на бюджете Петербурга. Документов никаких не было подписано, сегодня Газпром заявляет: изначально была договоренность о том, что стадион будет строиться на деньги, поступающие в бюджет города через налоговые отчисления. Лучше заморозить этот проект и перенести матчи чемпионата мира в другой город. Пустить средства на реставрацию исторического центра Петербурга.
Вот до чего дошло.
Депутат питерского ЗакСа Борис Вишневский тоже не понимал, с какой стати город должен платить.
— Многие из нас болеют, конечно, за «Зенит», в том числе и я, но не город владеет футбольным клубом. В Европе финансовое бремя по строительству стадионов несут владельцы клуба, а не муниципальные органы. Если это надо для чемпионата мира по футболу — а идея проведения чемпионата в России и в Петербурге, в частности, исходила от федеральных властей, — то было бы логично, чтобы строительство стадиона оплачивалось из федерального бюджета. При чем здесь Петербург?
— Проблемы финансирования стадиона для «Зенита» нет. Город уже получил средства на десяток современных стадионов. Надо выполнить свое обязательство построить стадион, а после этого уже финансировать другие проекты. Сейчас для городской администрации закончить строительство стадиона для «Зенита» в кратчайшие сроки — это дело чести, — отвечал им в то время Алексей Миллер.
Место в истории
Три года назад Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что ведомство начинает проверку ситуации, сложившейся вокруг футбольного стадиона в Петербурге. По его мнению, на стройке можно было сэкономить 10 миллиардов рублей.
— Итак это «золотой» стадион, дороже только «Уэмбли», но там совершенно другая конструкция, — сказал он. — Там все эксклюзивно. Поле переворачивается и греется эксклюзивно, крыша задвигается эксклюзивно. Если хочется эксклюзива — находи внебюджетные средства. Председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Игорь Ананских не исключил фактов воровства при строительстве.
— Думаю, что воруют. Сколько? Не знаю. В этом должна разобраться Счетная палата. Если бы знали кто, проще было бы разобраться.
Не остался в стороне от событий и сенатор от Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, ранее возглавлявший питерский ЗакС (на его дочери женат бомбардир российского футбола Александр Кержаков). Тем более что его квартира выходит окнами на строящийся стадион.
— Я смотрел из окна и ни разу не видел, чтобы стадион строился, там 12 кранов и ни один никогда не работает, — сказал весной 2014-го Тюльпанов. — Я по этому поводу к губернатору Полтавченко обращался. Стадион, насколько я знаю, только на 35 процентов готов. Хотелось бы, чтобы он хотя бы к 2016 году был построен».
Питерский «футбольный дом» стал предметом самой, наверное, злой шутки, прозвучавшей в КВН в сценке, когда 2012-й год «передавал дела» 2013-му. «По стадиону «Зенита» все просто: миллиард накидываешь, меняешь прораба, передаешь 2014 году, все понял?»
Но Виталий Мутко в начале этого года, когда в Константиновском дворце состоялась церемония предварительной жеребьевки ЧМ-2018, заверил, что питерская арена будет готова к маю 2016, как и стадионы в Казани, Сочи, Москве, которым принимать Кубок Конфедераций.
— У нас есть полная уверенность в этом, никаких сомнений нет, — сказал министр спорта.
А ему можно верить. И вообще нужно отдавать отчет в том, что рано или поздно стройка, развернувшаяся на Крестовском острове в 2007-м, будет завершена. И петербуржцы, гости города еще долго будут любоваться творением человеческого гения. Ведь сколько дворцов, зданий, ансамблей, архитектурных шедевров возводились в городе на Неве долгий срок — например, Исаакиевский собор строился около сорока лет, прежде чем принял нынешний облик. Теперь все это предмет гордости, история города.
Так же будет со стадионом.