«Спорт День за Днем» побывал в Австралии и встретил Его. Он забивал пяткой в финале Лиги чемпионов, чуть ли не через раз попадал через себя в падении в серии A, его штрафные по степени опасности вовеки веков приравнивались к пенальти.
Вяловатая походка, хитроватая улыбка, в которой скромность невероятным образом смешивается с ощущением превосходства над всем миром. Он выходит к тебе навстречу, и ты понимаешь, что это один из тех моментов в жизни, когда стоит поберечь сердце.
Один матч бывает несправедлив
— Але, вас очень сложно о чем-то спрашивать. Но, надеюсь, вы не забыли матч с «Фиорентиной» 7 декабря 1994 года, когда «Ювентус» проигрывал 0:2, а затем вышли вы, молодой и полный сил. И завершили сумасшедший штурм победным голом на последних минутах.
— Я не могу не помнить тот матч. Ведь он повлиял на все развитие чемпионата. Мы проигрывали после первого тайма совершенно безнадежно, пропустили два мяча, ничего не могли сделать. А после перерыва все пошло по-другому: мы отыграли один мяч, сравняли счет, продолжали давить больше и больше. И, наконец, пришел тот гол, о котором вы говорите. Та победа полностью изменила психологию нашей команды, мы поняли, что в состоянии побеждать кого угодно. И в итоге выиграли серию A.
— А затем еще и Лигу чемпионов у «Аякса», страшнее которого, как считалось, зверя нет…
— Тот «Юве» был действительно очень сильный, и как команда, и по отдельным именам. Но знаете, тот коллектив развивался предельно правильно, степ бай степ. Иногда нужно начать с самого низа, чтобы стремиться к вершине с большей страстью. По мере того как мы ощущали свою силу, уже не допускали срывов, постоянно становились лучше, прибавляли. Это и позволяло брать трофеи один за другим.
— И могли выиграть две Лиги подряд, но «Боруссия» почему-то оказалась сильнее, несмотря на ваш очередной чудо-гол пяткой…
— (Смеется.) Гол действительно вышел классный, только это был всего лишь гол, ничего больше. Мы были фаворитами перед финалом с Дортмундом, были на самом деле сильнее. Но когда речь идет о всего лишь одном матче, все случается, увы.
— Поможете выделить свой самый памятный матч?
— Разумеется, сложно забыть первый «скудетто» в 1995-м, добытый благодаря разгрому «Пармы». Но были и другие игры, которые запомнились по-своему, тем или иным. Чего стоит тот же выигрыш Кубка мира в Германии, к примеру. Причем есть памятные встречи, которые мы проигрывали. Один определенный матч я, пожалуй, не назову.
Ехать ли в Россию, подскажет тело
— Вы двадцать лет провели в Турине, в «Ювентусе». И вдруг в одно лето сорвались в Сидней, за тридевять земель. Чем «Сидней» заслужил такую честь?
— Я искал, прежде всего, другой футбол и другую культуру. В Италии о футболе говорят каждый день, каждый час. В Австралии по-другому. При этом здесь любят спорт и очень заботятся о нем.
— Стоит ли это понимать так, что вы хотели скрыться, избавиться от того давления, что оказывается на вашей родине на футболистов, тем более такого уровня?
— Это тоже. Главное — я могу спокойно продолжать играть в футбол и получать от этого удовольствие.
— Из России у вас действительно было предложение?
— Было, причем несколько контактов. Ваши клубы сейчас растут. Но кто выходил — секрет.
— Хорошо, но представить себя в российском клубе в теории можете?
— Ха! Не знаю…
— У вас в России много фанатов…
— Да, я в курсе. Что ж, если организм мне позволит играть в футбол так долго, кто знает. Прислушаюсь к телу, посмотрим.
— Свой гол «Зениту» в Лиге чемпионов помните?
— Помню, еще как. Это был важный матч для всего «Ювентуса», ведь мы вернулись в Лигу чемпионов после долгого отсутствия, это была первая игра в этом турнире за несколько лет. Хороший штрафной получился.
— Вячеслав Малафеев тогда ошибся или вы так хитро пробили?
— Не думаю, что вратарь допустил ошибку. Траектория полета мяча была необычной. Мяч ходил вправо-влево, вверх-вниз. Трудно было определиться с тем, как его ловить.
— Специально так били?
— (Пауза.) Я такие мячи, случалось, забивал. Раза два или три. Да и здесь, в Австралии, пытаюсь повторить.
Пейте больше!
— Удивились, когда прочитали в газете несколько лет назад, что Лучано Спаллетти стал первым итальянским тренером в российской премьер-лиге?
— Не удивился. Многие итальянцы — что тренеры, что игроки — в последнее время уезжают работать в высокооплачиваемые чемпионаты — Россию, Англию.
— За его успехами следили?
— Не особо, время от времени. Спаллетти — хороший тренер, главное, что он дал результат. Насколько я знаю, в его бывший клуб хорошо вкладываются спонсоры.
— Вы знаете Спаллетти лично?
— Конечно! Столько раз играли против его команд.
— И заодно уволили его из «Ромы» — он же ушел после поражения от «Ювентуса»!
— (Смеется.) Что ж, такое случается.
— Але, это не лесть — вы для своих лет на поле можете по-прежнему очень многое. Как же нужно за собой следить, чтобы быть в таком порядке?
— Наверное, причина в том, что мне нравится играть в футбол. И ради того, чтобы в него играть, я в играх, тренировках, восстановлении отдаю себя на 100 процентов. Чем больше что-то любишь, тем больше ради этого стараешься, разве не так?
— Вы и в молодости были таким?
— Футбол давал мне очень многое с детства, я ценил это. И поэтому да, так относился к нему с самого начала.
— Чем занимаете свое свободное время в Сиднее? Если учесть, что особо по городу не походить…
— У меня маленькие дети, и я стараюсь проводить с ними как можно больше времени.
— Для кого-то Австралия — слишком жаркое место.
— Согласен, здесь бывает настоящее пекло. Несколько раз приходилось играть в тяжелых условиях. Это, конечно, необычно. В Италии, правда, начало сезона тоже иногда приходилось на жару, и из-за большей влажности было, может, даже сложнее, чем здесь. Но таких было две-три игры.
— И что делать, как спасаться?
— Только одно: пить, пить и еще раз пить! (Улыбается.) Но не водку, а воду! Простую воду.
2013-й год в спорте
Вот это да! Мужская сборная России по волейболу победила в Мировой лиге и впервые выиграла чемпионат Европы. Это была машина, для которой не имело значения, кто за ее рулем — Владимир Алекно или Андрей Воронков. Парни вроде Дмитрия Мусэрского и Алексея Вербова пленных не брали, в четырех матчах плей-офф Евро-2013 отдав соперникам всего три партии.
Вы серьезно?! Сюрпризы бывают не только со знаком минус. 12 лет сборная России по легкой атлетике не знала побед в общекомандном зачете на чемпионатах мира. Оказалось, что для победы надо лишь... провести турнир у себя дома. В московских «Лужниках» Елена Исинбаева, Татьяна Лысенко, Елена Лашманова и их коллеги по сборной завоевали семь золотых медалей — на одну больше, чем у США и Ямайки. И пусть согласно данным Ричарда Макларена на ЧМ-2013 использовался централизованный процесс сокрытия и подмены допинг-проб, мы завистливому канадцу верить не будем.
Сказано: «В каком качестве «Зенит» приобрел Анатолия Тимощука? В качестве мебели. В офисе клуба нужно очень много мебели». Главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти о возвращении из «Баварии» украинского полузащитника, который в сезоне-2014/15 станет чемпионом России с сине-бело-голубыми, а в тренерский штаб клуба войдет лишь в феврале 2017-го.