У автора «Спорта День за Днем» Ивана Жидкова были непростые отношения с Диком Адвокатом с того момента, как он пришел в «Зенит» летом 2006-го. Но успехи меняют людей. Гордый голландец на смягчился на глазах, а весной 2009-го встретился с «неприятелем» в своем отеле для весьма глубокой беседы.
Меня не надо расстраивать
— Дик, как вы относитесь к утверждению: иметь в команде опытных игроков для тренера комфортнее, чем молодых?
— В целом согласен с этим. Ты всегда знаешь, чего ждать от опытного игрока, что он может принести команде. Ставя же молодого, ты всегда в определенной мере делаешь шаг в неизвестность. Рисковать можно, но в конце концов все определяет результат. Если у тебя нет уверенности в молодом игроке, как, например, у тренеров ЦСКА в Дзагоеве, то его сложно мгновенно внедрить в состав. У нас в «Зените» есть Ионов. Да, он талантливый. Но сейчас ему сложно автоматически найти место в основном составе.
— Назовите самого профессионального футболиста, с которым вам довелось работать.
— Тимощук. Без вариантов. Обожаю этого игрока. Он профессионал как на поле, так и вне его. И он привнес мощь в игру «Зенита».
— Есть ли такие футболисты, которых бы вы больше никогда не хотели видеть в команде?
— Иногда действительно приобретаешь игрока, который вдруг не отвечает твоим ожиданиям. Как правило, это касается его человеческих качеств, потому что выбираешь как раз исходя из качеств футбольных.
— Так были такие, кто вас расстраивал?
— Нет, были такие, которых я выгонял. Меня не надо расстраивать.
Из Германии уехал сам
— Вы, наверное, когда работали на чемпионате мира 2006 года с Южной Кореей, чувствовали себя на седьмом небе. Вот где не надо тратить время на установление дисциплины…
— Это точно! Я провел в Корее сказочные восемь месяцев, у местных игроков дисциплина в крови.
— В России, наверное, столкнулись с таким контрастом?
— Не стал бы вообще сравнивать Корею с какой-либо иной страной. Совсем другие взаимоотношения между людьми, совсем другой подход к делу.
— Давайте совершим еще одно путешествие, на сей раз не слишком приятное. Хуб Стевенс, теперь вот, похоже, Мартин Йол — эти голландские тренеры вроде бы нашли себя в Германии. У вас же там отчего-то не задалось, в «Боруссии» из Менхенгладбаха вы не проработали и сезона…
— Скажу так: хороший тренер с плохими игроками вряд ли добьется успеха. Хороший тренер с хорошими игроками, скорее всего, добьется. В случае с «Боруссией» комбинация не была оптимальной, и в итоге я — подчеркиваю — я принял решение уйти. Пришел известный тренер, и на него, когда началась полоса неудач, начали оказывать мощное давление. У меня не было футболистов, которые могли осуществлять то, что я задумывал. Наконец понял, что надо уходить, причем не хотел никаких денег. Вдумайтесь: весь стадион на матчах «Боруссии» увешан плакатами с изображениями Нетцера, Фогтса, Хайнкеса — все клубные легенды. Но при этом они все из Гладбаха ушли, Хайнкес, например, сравнительно недавно. Я до сих пор не понимаю, что там происходит. У «Боруссии» прекрасный стадион, мощная поддержка болельщиков, отличные условия для тренировок, но при этом нет денег!
Лобановский — мистическая фигура
— ПСВ в 1997 году играл в Лиге чемпионов против киевского «Динамо», и первый матч проиграл — 1:3. Это была первая игра Валерия Лобановского с «Динамо» после возвращения из Кувейта. Вы помните тот матч?
— Это было начало пути великолепного киевского «Динамо», которое спустя некоторое время с Андреем Шевченко уже громило всех подряд, включая «Барселону». Мы, кстати, еще сумели сыграть с ними в Киеве 1:1, а меня тогда удалили на трибуну за то, что назвал арбитра «домашним судьей» и предположил, что его «зарядили». Не знаю, как сейчас, но тогда об Украине ходили в этом плане разные разговоры…
— Итальянские тренеры чуть ли не хором называют себя учениками Лобановского. Голландские тренеры со своей школой, наверное, исключение?
— Я знал Лобановского не очень хорошо. Сказал бы, что он для меня был некой мистической фигурой. И конечно, все знали, что это значимая личность в мировом футболе. Но его концепция была иной — команды Лобановского играли чересчур осторожно, от обороны, а мне нравится другой футбол, атакующий.
— Но когда вы работали со сборной Голландии на Евро-2004, вас даже критиковали за оборонительную тактику…
— Что?! Чушь полная! Я в основном помню только то, что меня «съели» за замену в матче с Чехией, которой мы проиграли в групповом турнире — 2:3.
— Что тогда произошло?
— Такие вещи — часть футбола. Мы вели 2:0, играли великолепно. И, кстати, вовсе не действовали в оборонительном стиле. Потом мы позволили сопернику сократить разницу в счете, и нужно было срочно закрыть разрыв в середине поля. Пол Босвелт мог играть как в защите, так и в полузащите, очень многофункциональный игрок, с большим запасом сил. Арьен Роббен же, которого я заменил, только недавно восстановился после серьезной травмы, и мне казалось, что весь матч он не сможет действовать так же великолепно, как в первом тайме. И потом до 60-й минуты мы контролировали игру в середине, как и предполагалось. А потом все покатилось… Нам забили два мяча, и мы проиграли. Ну и началось такое! Нас просто уничтожали в газетах и на телевидении.
— Часто говорят, что не тренер выходит на поле, а игроки, и именно они делают результат…
— Но это так! И касается любого матча. Тренер определяет состав, готовит тактику, раздает задания, контролирует их выполнение, но не более того.
— И тем не менее всю ответственность за то поражение возложили на вас…
— До сих пор думаю, что не ошибся, сделав ту замену. И причиной критики стала не сама замена, а то, что мы проиграли. И, в конце концов, игроки были на моей стороне, что ценно.
2009-й год в спорте
Вы серьезно?! Сборная России Гуса Хиддинка, дошедшая до полуфинала Евро-2008, умудрилась убить в зародыше веру в себя. В отборочном турнире ЧМ-2010 россияне проиграли в стыковых матчах Словении, а «Марибор» стал местом позора. Когда же стало известно о спиртном и кальянах в гостинице, где жила сборная накануне гостевого матча со Словенией, негатив по отношению к ней просто зашкаливал.
Вот это да! Российский олигарх Михаил Прохоров приобрел контрольный пакет акций клуба НБА «Нью-Джерси Нетс»! Фантастика оказалась реальностью. Было заявлено, что в течение пяти лет команда, вскоре переименованная в «Бруклин Нетс», станет чемпионом НБА. В итоге за восемь лет черно-белые лишь однажды прошли первый раунд плей-офф. Уволив пять тренеров подряд, Прохоров сменил стратегию. Теперь «Нетс» больше заточены на развитие молодежи. Российскому миллиардеру принадлежит контрольный пакет акций клуба и все 100 процентов домашней арены Barclays Center.
Сказано: «Ее надо проверить. Вы ее видели? Ее внешность мне не внушает доверия. Мне она как девушка не нравится». Российская бегунья Мария Савинова высказалась о спорах вокруг южноафриканки Кастер Семеня, которой пришлось проходить гендерный тест.