• Сокровища «старой фрау»

    Сказки о Германии Ивана Жидкова

    02.05.16 11:14

    Автор:

    Берлин в Лиге чемпионов — это было бы красиво. Но если выбросить розовые очки в Шпандауэр-канал по дороге из аэропорта Тегель — «Герта» прямое попадание не заслужила. Не факт еще, что по игре она достойна занять и четвертое место — вот уже месяц «старая фрау» никак не может выиграть. Наблюдается некая болезнь роста и у Пола Дардаи — накануне кубкового полуфинала с Дортмундом тренер пообещал купить себе новые часы в честь выхода в финал. Ядовитый босс «Боруссии» Ханс-Йоахим Ватцке после итоговых 3:0 в пользу своих отправил венгру утешительный приз — черно-желтые часы из фан-шопа «Боруссии». 


    "Герта" сдулась сразу после паузы в конце марта. Ни в одном из своих "жизненных" матчей не подтвердила, что заслуживает права быть сенсацией настолько, чтобы обыграть "Боруссию" в Кубке, а "Баварию" в чемпионате. И "Байеру", набравшему под конец сезона скорость ракетоплана, берлинцы тоже проиграли. Но даже слетев с четвёртой строчки, которая на самом деле была бы больше авансом, "Герта" имеет повод для гордости — весь матч против Мюнхена отыграл на правом краю воспитанник собственной академии Максимилиан Миттельштедт. Без фейерверков и сюрпризов, но отыграл, справился, не испугался ни Мюллера, ни Дугласа Косты. Самому себе 19-летний берлинец может сказать — его профессиональный путь начался не для того, чтобы найти тупик в четвертой лиге, где выступает вторая команда «Герты». А одна минута, проведенная на поле в матче с «Айнтрахтом» - не единственный шанс поставить в рамочке на полку вырезку из газеты. Или, что хуже, скриншот на рабочий стол.

    Как раз в те два дня, что отделяли кубковый матч с Дортмундом и игру бундеслиги с «Баварией», в Петербурге гостили руководители и тренеры академии «Герты». И выход Макса Миттельштедта стал доказательством для российских тренеров, посещавших мастер-классы и лекции немцев, что те не просто сотрясают воздух.

    Берлин удивителен тем, что историю в нем ты чувствуешь не как в Риме, или Афинах — мол, этому камню столько тысяч лет, а этой маленькой колонне у урны в парке — столько. Здесь она ощущается так, словно за ней только что закрыли дверь. И то неплотно. Те, кто были в Берлине 30 лет назад, не узнают его сейчас, выскочив, например, на минутку из метро на Потсдамер платц, где проходила та самая стена. Город напоминает старого циника, который вдруг обрел второе дыхание, втер беса в ребро и, развлекаясь, разрастаясь, следя за собой, забывает о грустном прошлом. Бедной Варшаве, которой суждено еще долго чувствовать себя Фридой Кало, по объективным причинам трудно угнаться за Берлином. 

     


    В конце 80-х «Герта» вынуждена была играть свои матчи на небольшом стадионе «Шпорт Парк» из-за низкой посещаемости. Зажатым Западный Берлин был во всех смыслах — апатия не давала в полной мере наслаждаться привычными развлечениями. Падение стены позволило не только сделать город самым интерактивным музеем под открытым небом — «Герта» отряхнулась, и, наконец, получила себе не только восточную часть Берлина, но и всю землю Берлин-Бранденбург.

    Сейчас у «старой фрау» — 36 тысяч «митглидеров» и 306 фан-клубов по всему миру. И выигрышные предпосылки для создания самой сильной академии в так до конца и не оправившейся от событий 20-го века Восточной Германии. По большому счету, «Герта» уже сейчас, через 25 лет после возобновления активной жизнедеятельности, собирает лучшую молодежь в регионе. Но руководитель академии Беньямин Вебер, с которым мы познакомились в Петербурге, показывает своим видом, что в его организации все крепко стоят на земле:

    — Лучшие клубы по работе с юношами в Берлине — «Герта», «Унион» и «ТеБе». Можно еще назвать «Герту Целендорф» и «Викторию». Мне не нравится слово «конкуренция», потому что все вместе создают необходимую среду для того, чтобы игроки росли, соревнуясь друг с другом на хорошем уровне.

    Реформа немецкого футбола, которая, собственно, спасла его в начале «нулевых», была выгодна «Герте». Как клуб, постоянно появляющийся в бундеслиге, «старая фрау» представляла Берлин «на людях», а не только в гаштеттах. Самое главное — в отличие от представителей той же Рейн-Вестфалии или Рура, где клуб на клубе, «Герте» значительно проще в своем Берлин-Бранденбурге отбирать детей из специальных центров отбора и подготовки. На всякий случай напомним, что результатом той реформы стало появление 366 таких центров по всей стране.

    Спрос на занятия футболом заставил думать и о тренерских кадрах — с 2007-го года DFB ввел особую систему сертификации специалистов, чтобы будущих профи вели авторитетные тренеры, а не просто злые физкультурники со свистками. В развитие «Герты» эта идея влилась так же гармонично, как и предыдущая инновация — сразу несколько харизматичных лидеров из поколения сыгравших в Лиге чемпионов, получили возможность оставить себя в системе клуба вместо того, чтобы зарабатывать исключительно в телевизионных шоу. Андреас «Цеке» Нойендорф ведет сейчас команду U-15, Михаэль Хартманн — U-17, один из лучших нападающих из Восточной Германии Андреас Том – U-19. Михаэля Преетца, спортивного директора клуба, вы, конечно, знаете, как своего соседа, иначе не дочитали бы материал до этих строчек.

    — Безусловно, все они преимущество для нас. Ведь они знают структуру и философию клуба, и потом у наших ветеранов — бело-синее сердце «Герты», - говорит Беньямин Вебер.

    В «нулевых» «Герта» часто побеждала в юниорской бундеслиге А и В. С появлением мощных структур у «Ред Булла» из Лейпцига, где, кажется, поставили себе цель любой ценой собрать всю талантливую молодежь со всей Германии, и «Вольфсбурга», успехов стало добиваться сложнее.

    — Это здорово, иметь такую конкуренцию, — остается политкорректным Вебер - Потому что наши воспитанники имеют возможность уже так рано соревноваться на хорошем уровне. И, в принципе, нам все равно, что там делают в Вольфсбурге, или Лейпциге. Наша задача — сосредоточиться на нашем регионе, Берлин-Бранденбург. Вовремя собрать лучших ребят, обучить их, показать путь в профессиональный футбол, пусть мы и не обладаем такими деньгами, как «Вольфсбург» и «Ред Булл». То же касается и тренеров — если сейчас в нашей главной команде работает Пол Дардаи, прошедший юношеские команды, значит, у нас правильно выстроена философия и мы не уступаем в конкурентной среде. А за молодых игроков точно так же, как и наши конкуренты.

    «Герта» действительно не уступает: держится в таблицах обеих «маленьких» бундеслиг рядом с богатенькими «детьми» крупных компаний и защищает честь традиционных клубов. По количеству профессиональных игроков, высаженных в благодарную почву немецкого футбола, берлинцы входят в тройку с «Шальке» и «Мюнхеном-1860». При этом, когда один из наших тренеров, наблюдая на питерском стадионе «Московский», как Михаэль Хартманн гоняет молодежную команду местного «Динамо», покачал головой и произнес: «Ничего новенького, все старенькое», — он тоже, в общем, оказался прав.

    Основным принципом приема в академию «Герты» является голландский лакмус с абстрактным названием «любовь к футболу». До возраста U-13 детей не кормят никакой тактикой и «физикой». Гораздо важнее считается ощущение конкуренции, о которой постоянно говорит Беньямин Вебер: дети из U-10 неизбежно играют с U-11, те в свою очередь с U-12. «Какой резон старшим играть с мелкими?», — спрашивали на семинаре. Чтобы разница, когда эти старшие будут играть с другими старшими, была еще ощутимее.


    Академия «Герты», по словам Вебера, должна задавать личности три направления: школа, футбол, саморазвитие. Не удивляйтесь, но далеко не мяч в этом списке на первом месте. Футбольная академия — это в том числе и социальный проект, созданный вовсе не для того, чтобы плодить болванов из анекдотов. Даже при тщательно продуманной работе профессиональными футболистами становятся ежегодно 1-2 игрока. Остальным нужно искать себя в жизни и быть к этому поиску готовыми. Вебер ссылается на специалистов, которые вывели формулу — дескать, если мальчик плохо учится, пусть даже хорошо возится с мячом, то рано или поздно остановится и его футбольное развитие. Возможно, это лукавство в стиле «не будешь есть кашу, не пойдешь играть». Но на самом деле оно простительно, ведь «Герта», как и любой другой клуб с похожим подходом, ответственен перед страной за огромное количество детей (по всей земле Берлин-Бранденбург отбор проходит каждую среду, плюс в каникулы), которые будут в ней жить и что-то для нее делать. А что делать — подбирать окурки, работать в магазине, или спасать жизни — это уже выбор самих детей. С помощью компаса, который выдают в академии. 

    Значит ли все это, что мы больше никогда не получим звезд, калибра курящего в раздевалке Марио Баслера, или показывающего трибунам палец Штефана Эффенберга?

    — Конечно, времена изменились, — соглашается Вебер — Думаю, это хорошо и для футбола, и для общества. Потому что, воспитывая такую молодежь, мы одновременно даем наглядный пример того, как должен выглядеть профессиональный футболист. На поле они существенно прибавляют в технике и скорости — мы получаем модель современного игрока. При этом вовсе не считаю, что наша система подготовки препятствует появлению новых харизматичных персонажей.


    Конечно же, философию можно привить какую угодно. Можно сертифицировать тренеров для всех возрастов по самому высокому спросу. Построить академию с девятью травяными и двумя искусственными полями с видом на глыбу «Олимпиаштадиона», где взрослая «Герта» выходит на поле под «Nur nach Hause». Но все это может остаться потемкинскими деревнями без главного — менталитета.

    — На самом деле все зависит от характера и воли местных ребят, — считает один из тренеров «Герты» — Они всегда хотят побеждать, играть, биться. Это очень облегчает работу.

    — Мы даем возможность ребятам видеть домашние матчи нашей главной команды, чувствовать атмосферу нашего большого стадиона, которая великолепна вне зависимости от того, как закончилась игра. Когда ты становишься профессионалом, когда играешь по три матча в неделю, у тебя уже просто нет времени смотреть игры, — добавляет Вебер эмоциональный ингредиент в мотивацию воспитанников. 


    Словами о том, что в футбол без эмоций играть невозможно, «открывал Америку» еще в свое время Властимил Петржела, едва принял полузамороженный «Зенит». Михаэль Хартманн и Тобиас Юнг в ходе тренировочного занятия с молодежкой питерского «Динамо» это не просто доказали — они могли бы выступать иллюзионистами, потому что на глазах у трех десятков зрителей словно оживили мумию жреца Па-ди-иста из Эрмитажа.

    На разминку динамовцы вышли зажатыми, словно ждали, что иностранцы их сейчас подвергнут вивисекции. Тобиас Юнг — ассистент Хартманна — без лишних эмоций комментировал ошибки и задавал занятию темп, который нужен был именно ему. Футболисты сами не заметили, как разогрелись, ускорились, перестали «отмахиваться от насекомых» и вошли в искомый ритм. Мышечная память пришла в действие — и сразу стало казаться, что «сфинксы» встали и пошли.

    Разогревались не зря — из центра Петербурга пришла черная туча со снегом. Но уже поджидавший команду для упражнений с мячом Михаэль Хартманн словно считал, будто над ним есть невидимый навес. Человек, сыгравший за «Герту» 240 матчей и 2 за сборную Германии, в принципе, имеет право так думать, стоя на поле стадиона «Московский».


    Хартманн продолжал улыбаться, как Мона Лиза, даже когда стало понятно, что девушка-переводчик, несмотря на отличное владение немецким, не успевает за ритмом тренировки, не зная футбольных команд. Не пошевелив ни одним лицевым мускулом, тренер стал командовать динамовцами на своем родном, совершенно не озадачиваясь тем, понимают они его, или нет.

    Накануне на вопрос, каким элементам в академии «Герты» уделяют наибольшее внимание, Тобиас Юнг ответил: прием мяча, ведение, первая подводка, выбор направления движения с мячом. Все это было показано на поле. Нужно было видеть, как Хартманн добивается своего, несмотря на то, что многие игроки впервые слышали немецкие слова. «Сейчас он закипит!», — шептались зрители. Немец и не думал. Безо всякого раздражения в голосе или мимике он прерывал перепасовку в движении, если что-то было неправильно, и объяснял:

    — Если мяч идет плохо, обрабатывайте его в 2-3 касания, не нужно играть в одно, если видите, что партнер не готов. Принимая мяч, уже делайте разворот плеча в ту сторону, куда отправите его дальше, чтобы видеть максимум поля.

    С разворотом плеча Хартманн бился минут пять, и за это время стало ясно, что пресловутое преимущество в скорости «их» футбола над «нашим» рождается вовсе не из беготни. 

    — Не надо спешить, занимайте правильную позицию на поле, оставляйте как можно меньше мертвых зон.

    Иногда Хартманн едва заметно улыбался, но ему ни разу не надоело произносить «нет-нет-нет» и «стоп-стоп». И чем дальше шло занятие, тем больше по-другому воспринимались футболисты. Постепенно они перестали выглядеть подопытными кроликами — у одного стала заметна скорость, другой, оказывается, легко меняет ногу, а кто-то практически не ошибается в передачах. Одно занятие, и уже видишь футболиста практически в каждом, а все остальное — журналистские штампы и страсть к красному словцу.

    Когда мокрый снег стал налипать на ресницах, Хартманн сдался:

    — Спасибо всем на сегодня! Надеюсь, вы никогда не будете больше играть при такой погоде…

    Несмотря на природное безобразие, даже скептикам было жаль, что все закончилось. Перед азартом бессильны и более сложные вещи, чем футбол…


    Помимо Макса Миттельштедта и Флориана Кольса, которых тренер главной команды Пол Дардаи постепенно вводит в основной состав, «Герта» пользуется услугами собственного воспитанника, большого стоппера Джона Брукса. На этом все.

    — Конечно, мы мечтаем, чтобы в основе «Герты» на поле выходило 11 ребят из Берлина. Но это не очень реалистично. Нико Шульц прошел все наши юношеские команды и в итоге мы смогли даже заработать на собственном продукте, продав его в Менхенгладбах. Значит, система тоже работает, — говорит Вебер.

    Пожалуй, самым большим доказательством работающей системы является Джером Боатенг, защитник, без которого Йоахиму Леву очень не хотелось бы ехать на Евро-2016. К сожалению, большого трансфера у «Герты» не вышло: хитрый «Гамбург» забрал его из Берлина чуть больше, чем за 1 миллион евро, тогда как сам с перепродажи в «Манчестер Сити» наварил уже 12.

    — Никто не сомневался, что Боатенг станет большим профессионалом, ведь его мастерство проявилось уже в раннем возрасте. Он вообще был одним из самых быстрых игроков, которых мы когда-либо тестировали на предварительном просмотре, — говорит Вебер.

    Не сомневался в своем будущем и Боатенг, раз отказался подписывать с «Гертой» предложенный пятилетний контракт — берлинцы тогда жались к середине таблицы, периодически боязливо погладывая в сторону подавала.


    Не исключено, что «Герта» может оказаться в такой ситуации и сейчас — совершенно точно, не каждый год клуб сможет претендовать на выход в Лигу чемпионов, учитывая, что конкуренция в бундеслиге со второго по восемнадцатое место ломала и продолжает ломать планы даже более амбициозных организаций. Соответственно, все, кто зарекомендуют себя в этом сезоне — подозреваю, это Митч Вайзер и Владимир Дарида — могут покинуть Берлин, если поступит выгодное предложение. Но пока руководство «Герты» держится за свою подушку безопасности в виде академии, реальность не выглядит столь пугающей. Для официальной встречи с представителями академии закреплен лишь один день недели, но в реальности Михаэль Преетц и Пол Дардаи встречаются с ними ежедневно. В главной команде хотят знать на кого можно рассчитывать в ближайшее время и в какой степени. И Дардаи, и Преетц поддерживают идею давать талантливым молодым игрокам возможность заявлять о себе каждый день. Уж если в академиях принято заботиться об образовании молодых немецких граждан, то решать проблемы сборной Германии с незакрытыми в разных возрастах позициями клубы просто обязаны.

    — На правом краю защиты кое-кто у нас есть, а вот слева, действительно, игроков не хватает — признается Беньямин Вебер — В середине определенное количество ребят с хорошими способностями есть, в нападении — снова пробелы. Настоящие бомбардиры появляются не каждый день, к сожалению. Прекрасно, что к основной команде подпускают сейчас «левоногого» Миттельштедта. Но мы должны смотреть, идет ли кто-то по его пути в более молодых возрастах. Сейчас, например, для того, чтобы найти левого защитника мы смотрим, нет ли такого стоппера, чтобы оказался не слишком высоким, обладал бы скоростью и хорошо при этом владел бы левой ногой, чтобы сыграть слева… Это нормальный процесс для юношеской системы клуба. Что, если парень не хочет менять позицию? В конце концов, желание продолжать профессиональную карьеру перевешивает сиюминутные предпочтения. И пример Митча Вайзера, который начинал вингером, а в этом сезоне согласился закрыть правый фланг обороны за Петром Пекариком в главной команде, тому подтверждение. Не исключено, что Вайзер пригодится и сборной Германии в новом качестве.

    Правильно было бы заметить, что Вайзер — воспитанник «Кельна». Но идея, которой придерживается «Герта» — воспитывать игроков не только для себя, но и для немецкого футбола — этим примером лишь больше вживляется в реальность.

    Также в туре

    "Бавария" — чемпион.

    Результаты 32-го тура

    "Аугсбург" — "Кёльн" — 0:0; "Бавария" — "Боруссия" М — 1:1; "Дармштадт" — "Айнтрахт" — 1:2; "Байер" — "Герта" — 2:1; "Боруссия" Д — "Вольфсбург" — 5:1; "Ганновер" — "Шальке" — 1:3; "Хоффенхайм" — "Ингольштадт" — 2:1; "Майнц" — "Гамбург" — 0:0

    Положение команд: 1. "БАВАРИЯ" —  82; 2. "Боруссия" Д — 77; 3. "Байер" — 57; 4-5. "Боруссия" М, "Герта" — 49; 6. "Шальке" — 48; 7. "Майнц" — 46; 8. "Кёльн" — 41; 9. "Ингольштадт" — 40; 10. "Вольфсбург" — 39; 11. "Гамбург" — 38; 12-13. "Аугсбург", "Хоффенхайм" — 37; 14. "Дармштадт" — 35; 15-16. "Штутгарт" (31); "Айнтрахт" — 33; 17. "Вердер" — 31 (31); 18. "Ганновер" — 22.

    Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организаторов «Казаченок Кап» в лице спонсоров Алексея Ильюшкина и Дмитрия Мутева, а также директора турнира Андрея Орлова.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»