«Не думаю, что кто-то из членов сборной России по фигурному катанию будет менять спортивное гражданство в связи со сложившейся ситуацией в мире». Так считает Александр Горшков.
Ему можно верить. Глава Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) все же может разбираться в текущей ситуации лучше, чем кто-либо другой.
С другой стороны, решительно отрицать возможный переезд кого-либо из сборной России нельзя. В том числе учениц Этери Тутберидзе. «Спорт День за Днем» объясняет, почему у «Хрустальных» фигуристок может возникнуть желание сменить спортивное гражданство.
Положение Валиевой лучше, чем у Щербаковой и Трусовой
Разберем каждую фигуристку по отдельности. Анна Щербакова точно мечтала не о таком завершении карьеры. Силы и уверенность, приобретенные после олимпийского золота, нужно демонстрировать на международном льду, а не только на катке в «Хрустальном».
Саша Трусова, вероятно, была готова выйти на чемпионат мира-2022 в Монпелье и забрать выстраданную взрослую золотую медаль.
Пять квадов она прыгнула, стремление исполнить триксель тоже реализовала на Олимпиаде. А вот золото так и не получила. Теперь же неудача Саши переросла в цель и внутренний огонь. А для того, чтобы разжечь пламя, нужны международные соревнования и серьезная конкуренция.
Карьера Камилы Валиевой все еще остается под вопросом. Парадокс, но допинговая история может сыграть ей на руку. Она получит своего рода «алиби» перед соперницами из «Хрустального» в вопросе смены гражданства.
Валиева сейчас может не дергаться, остаться под крылом ФФККР, ждать вердикта по своему делу и не привлекать к себе внимания. Камиле – 15 лет. Возраст позволяет просто сидеть и ждать.
Но есть два важных контраргумента.
Первый – труд и его реализация. Какое вознаграждение получат ученицы Тутберидзе за изнуряющие тренировки в «Хрустальном»? Все, что сегодня осталось – чемпионат России и финал Кубка России. Если ситуация усугубится или, как минимум, не станет лучше, федерация, наверняка, придумает новые локальные соревнования. Но это не сильно изменит ситуацию для Щербаковой, Трусовой и Валиевой.
На международные соревнования можно попасть через сборную. Но только не российскую. Когда это изменится, никто не знает. Пока ждешь, можешь потерять лучшие годы карьеры, которая и так может быть скоротечной. Весомая причина для мыслей о смене гражданства?
Второй контраргумент – контракты. Вознаграждения за участие в соревнованиях уменьшатся многократно, при этом потребность в заработке никуда не уйдет. Остаются только контракты с иностранными брендами… А нет, погодите, и они от российских фигуристок могут отвернуться.
Если хочешь сохранить доход, практику и международные выступления – велком на смену спортивного гражданства.
Кто уже прошел этот путь?
Анастасия Губанова. С нынешнего сезона выступает за сборную Грузии. Уроженка Тольятти заняла 7-е место на чемпионате Европе и стала 11-й на Олимпиаде. Если бы она осталась в России, то не попала бы на эти турниры.
Мария Талалайкина. В декабре фигуристка из Челябинска перешла в сборную Италии. Официально новую для себя страну она сможет представлять с 1 июня.
Екатерина Митрофанова. Бывшая ученица Тутберидзе, они работали вместе в сезоне 2016/17. Теперь коренная москвичка представляет Боснию и Герцеговину. Причем не в одиночном катании, а в танцах на льду вместе с Владиславом Красинским.
«Никакого предательства родины. Я люблю Россию, мы тренируемся в Москве под руководством русского тренера, Олега Геннадьевича Волкова. Болею всегда за наших. Просто объективно в танцах очередь на много лет вперед расписана. Мы хотим поездить по турнирам, повидать мир. Отобраться на чемпионат Европы, мира, может быть, даже на Олимпиаду», – рассуждала Екатерина в интервью «Спорт-Экспрессу».
Как эта смена проходит?
Здесь нужно учитывать суровые правила ФФККР и лайтовые (на фоне российских) установки ISU. Сначала получаешь запрос от федерации той страны, за которую намереваешься выступать. После этого должен пройти год, чтобы эту заявку рассмотрели в ФФККР.
При этом спортсмену необходимо прожить год в новой стране, чтобы ISU выдал так называемый Certificate of Clearance. В эти 12 месяцев фигурист не выступает за свою родную страну на турнирах под эгидой ISU.
После окончания карантина решающее слово остается за федерацией той страны, которую ты представлял ранее. Что-то вроде того, как у мамы отпроситься погулять. Только тут дело посерьезнее. Если тебя не выпускают «из дома», ты можешь оспорить это решение в ISU и привести аргументы в пользу смены гражданства.
Если у Ани, Саши или Камилы появится желание сменить страну и все дойдет до решения в ISU – победы им не видать. Никто сегодня к российским спортсменам не будет благосклонным. Так что тут остается надеяться только на снисходительность ФФККР. Или же на скорое возрождение российского фигурного катания на мировой арене.