• Словацкий базар

    Дневник репортера

    07.05.11 21:39

    Словакия старательно доказывает, что именно хоккей – самый популярный вид спорта в стране.

    Это уже хорошая традиция: накануне больших событий в городах появляются скульп­туры, расписанные в разных стилях. Впервые идея была воплощена много лет назад в Берлине, когда на улицах города вдруг появились мишки. Тогда богатые компании в благотворительных целях закупали за большие деньги фигуры, расписывали их и выставляли на видных местах. Иметь медвежонка у дверей офиса стало хорошим тоном. Позже появились вариации. Например, в олимпийском Ванкувере туристы с удовольствием разглядывали орлов, расставленных на улицах города. А в Брати­славе повсюду можно встретить хоккеистов. Каждый из них расписан не просто в духе страны – участницы чемпионата мира (например, «норвежец» оформлен под викинга, «словенец» «одет» в смокинг, на кармашке которого изображены перекрещенные флажки Словении и США), но и при участии этих стран. Соавтором «россиянина» указан сам Владислав Третьяк! Естественно, что фигурок словацких хоккеистов на улицах можно встретить несколько. Один из них, например, разрисован лично Мирославом Шатаном. У него 18-й номер на спине, лицо в шахматную доску с фигурами на ней, а на ноге – горы и водопады…

    На центральной площади Братиславы разбит базар. Бабушки к традиционным бутылочкам с медовухой и буклетикам добавили хоккейные сувениры. Например, пряники в форме шайб и даже хоккеистов с клюшками. Или магнитики – на каждом изображен представитель страны – участницы чемпионата. У белорусов, похоже, сам Батька с клюшкой и в зеленых шароварах. От России – пухлый и по виду не совсем трезвый мужик в ушанке и с самоваром. Вот такие мы, россияне, в глазах словацких мастеров по магнитикам.

    Первый же матч сборной России – против немцев – доказал, что не сильно-то художник ошибся. Пусть российских фанатов на трибунах было не так много, как ожидалось (все билеты на группу А скупили словаки), зато те, кто был, радовали тельняшками, разноцветными ушанками, а сами они жутко радовались пиву в холлах арены. Многие гости турнира решили, между прочим, не искать гостиницу в Братиславе, а остановились в Вене, откуда до столицы Словакии можно добраться меньше чем за час. Самым же ярким фанатом на трибунах «Оранж-Арены» в день открытия чемпионата следует признать немца: мужик в своем туалете решил ограничиться «костюмом Бората» – тонкой зеленой полоской, прикрывающей причинные места. Остается только дивиться, как он не замерз.

     

    Местные таксисты утверждают, что в Словакии хоккей популярнее футбола. Проверить это в дни чемпионата мира сложно. Но то, что на матчи первенства планеты перекрываются все дороги старого города, – факт! А таксисты уже за день до старта турнира переоделись из привычных белых рубашек с галстуками в хоккейные джерси. Надо ли говорить, что за подавляющим большинством баранок в такси восседают «Габорики»? О невероятной популярности хоккея в стране говорит и то, что даже ­выпуски общеполитических новостей в дни чемпионата мира начинаются с сюжетов о том, как этот день проводит сборная Словакии. За несколько дней до начала турнира общедоступный канал повторил трансляции матчей словаков на последних больших турнирах, включая Олимпиаду. Спортбары собирали аншлаги.

    Несмотря на то что словаков тут относят к числу фаворитов, турнир, кажется, специально создан для маленьких хоккейных стран. Дело в том, что лед на основном и тренировочном катках Братиславы ужасен. Пожаловавшись на него, главный тренер сборной Латвии Олег Знарок одновременно раскрыл секрет такого покрытия.

    «Для нас, когда мы играем против финнов или чехов, это хорошо, – признался Знарок. – А вот к матчу против Дании хотелось бы другой лед. Упомянул о некачественном покрытии и главный тренер россиян Вячеслав Быков, но заметил, что это не оправдание для классной ­команды.

    Свой первый матч на чемпионате мира сборная России проиграла Германии – 0:2. Результат исторический. До сих пор ни сборная СССР, ни сборная России немцам не уступала, советская команда побеждала 23 раза, российская – девять.

    – Игра была невыразительной, – отметил Вячеслав Быков. – Академичность наших действий прибила остроту атаки. Видимо, мы были слишком уверены в себе.

    – Проблема в медленном прохождении средней зоны. Немцы успевали выстроить защиту с одним выдвинутым игроком, – пояснил уже на следующий день страший тренер сборной России Игорь Захаркин.

    Судьба выхода сборной России в следующий раунд зависела, кто бы мог подумать, от встречи со Словенией. В этой связи счастливые словенские репортеры, в изобилии приехавшие в Словакию, вспоминали матч футбольных команд в Мариборе. Но российские тренеры только улыбнулись в ответ: «Запись той игры демонстрировать не будем». Кстати, в Словении официально зарегистрировано всего полторы сотни профессиональных хоккеистов.

    Абсолютно вся Братислава в дни чемпионата мира занята в фестивале Majales с десятками, если не сотнями точек с развлекательными программами по городу. Если учесть, что в столице Словакии проживают менее 500 тысяч человек, получается, что шагу ступить невозможно, не наткнувшись на очередную фан-зону или музыкальную сцену. Есть две большие фан-зоны: одна, рассчитанная на тысячу посадочных мест, на набережной Дуная, другая – у арены. Сюда можно прийти с детьми, для них организована масса аттракционов – от площадки с пластиковым льдом и резиновыми бортами, где учат играть в хоккей легким мячиком, до коробки в реальную величину, где играют уже по-настоящему. Малышам также предлагается разрисовать лицо в цвета национального флага. Их родителям – неизменные пиво и сосиски. Сувениры: от 5 евро за маленького волка – талисман Goooly до 110 евро за полный набор значков с чемпионата. Там же стоит ростовая фигурка хоккеиста, на которой можно оставить свой автограф, и размещена гигантская плазма для просмотра матчей. В центре города, где в выходные невероятно людно, можно развлекаться тем, что по указателям искать расписных хоккеистов. Параллельно, вне всяких сомнений, болельщик натолкнется, например, на шоу барабанщиков, на выездную постановку кукольного театра, на скрипичный концерт местных музыкантов, на уличных актеров, изображающих спортсменов…

    Отдельная ставка, конечно, делается на россиян. По предварительным оценкам, ко второму этапу чемпионата должно приехать около семи тысяч болельщиков из России! Это притом, что общая вместимость «Оранж-Арены» – 9300 человек. Словаки уверены, что все россияне – люди при деньгах. Поэтому специально для нас в центре города на все дни турнира арендован огромный клуб. С лучшими диджеями Москвы, танцовщицами и тематическими вечеринками. Вот только в первые дни чемпионата все это не слишком востребовано – привыкшие к хорошим результатам сборной России болельщики предпочитают приезжать к более поздним этапам турнира.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»