В январе экипаж российской команды «КАМАЗ-мастер» во главе с Дмитрием Сотниковым одержал очередную для челнинцев (уже 18-ю в истории) победу на ралли «Дакар», которое прошло в песках Саудовской Аравии.
Чемпион «Дакара»-2021 Дмитрий Сотников рассказал «Спорту День за Днем» о скором превращении «Дакара» в чемпионат мира, допинге в автоспорте и сериале «Мастер» о гонщиках-камазовцах, первые серии которого уже доступны для просмотра на видеосервисе Premier.
Сборная вместо команды
– Саудовский «Дакар» завершился полтора месяца назад. Ощущения забылись, или все еще живете той гонкой?
– Ощущениям не дают забыться! Очень много мероприятий, интервью, встречи. Почти каждый день встречи, очень много желающих пообщаться.
– Сильно отвлекает от заводской работы?
– Бывает, что отвлекает. Иногда остаешься после работы дополнительно с инженерами, что-то доделываешь. Вот, сейчас с вами пообщаюсь и пойду общаться с техниками. Конечно, нам нужно готовить машину к следующим стартам. Нас, всей командой, приглашают на различные заводы. Многие заводские рабочие очень сильно болеют за нас – нельзя отказываться от их приглашений. В субботу мой КАМАЗ будет стоять в Казани на одном мероприятии. В воскресенье уже следующее событие.
– А в Москву, в Кремль не приглашают?
– В Кремль пока нет. В Казани было мероприятие – в нашем республиканском Кремле, казанском (улыбается). Лучше всего, когда приглашают на радио, где у нас много знакомых ребят. Они в теме, разбираются в машинах, с ними легко общаться. «Радио Шансон», «Авторадио» с нами делали мероприятия. Забавно бывает: ведущий переходит с одного радио на другое, а все с тобой общается, как раньше.
– Журналисты часто меняют места работы, как и футболисты с хоккеистами, а у вас одна команда «КАМАЗ-мастер» на всю жизнь.
– На самом деле, многие люди воспринимают нас как сборную России, а не как команду. Где-то встречаешь человека на улице, и он говорит тебе: «Ого, ты же в сборной страны!» То есть мы, получается, не команда, а нечто большее. Представляем страну на высшем уровне.
– Только вам, к счастью, не приходится выступать в нейтральном статусе ближайшие два года из-за санкций WADA.
– Пока да. Но уже несколько лет, идут переговоры о придании всем этапам «Дакара» статуса чемпионата мира или Кубка мира по ралли в соответствующих видах. И тогда на нас распространятся все ограничения в рамках «Дакара». В этом году ничего такого не было. Пока все в порядке. Планируется, что летом будет составлен официальный регламент, соответствующий международным спортивным нормам мировых первенств, который позволит «Дакару» получить новый статус.
– Тогда многое изменится.
– Да, например, будет еще жесткий допинг-контроль. Будем как все профессиональные спортсмены! Хотя многие уже следят за каждой мелочью и внимательно проверяют состав каждого лекарства. Ведь везде может быть запрещенный препарат.
– Допинг в ралли? Это вообще как?
– В том-то и дело, что это невозможно! Как мне кажется. Хотя я слышал, что в мотоспорте бывают скандалы с допингом.
(Бывают. Например, в декабре 2019-го звездный итальянский мотогонщик Андреа Янноне, трехкратный призер MotoGP, был забанен после обнаружения анаболических стероидов в пробах. Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) дала гонщику 18 месяцев дисквалификации, но в дело вмешалась WADA и вытребовала 4 года отстранения для Янноне! Отрицавший свою вину итальянец пошел в Спортивный арбитражный Суд (CAS) и потерпел сокрушительное фиаско. CAS полностью подтвердил четырехлетнее наказание. Защита Янноне утверждала, что Андреа, вероятно, съел насыщенную стероидами говядину в ресторане в Малайзии. Коллегия CAS отдельно осудила это как «попытку очернения репутации ресторанного бизнеса Малайзии» – «Спорт День за Днем»)
Я не понимаю, как допинг может помочь в ралли. У нас гонка может продолжаться шесть, восемь, десять часов. Невозможно рассчитать эффект от допинга. Может, кто-то и пытается, но мне кажется, лучше нормально готовиться.
– Вот многие водители пьют энергетики. В них есть допинг?
– Вроде бы нет. Я точно не уверен. Кофеин в больших дозах, разве что? Насколько знаю, есть какие-то ограничения по кофеину. Если переборщить, могут быть вопросы. В любом случае, в гонках энергетик не полезен. Мы их не используем. А я даже кофе не пью.
Коронавирус и кино
– Вы наверняка на досуге смотрите сериал «Мастер», который вышел на видеосервисе Premier, про приключения гонщиков команды КАМАЗа в спорте и в жизни. Как впечатления?
– Вот как раз накануне посмотрели с ребятами четвертую серию. Затягивает, на самом деле. Там еще конец серии на самом интересном месте. Интересно, что будет дальше. Спортивная часть фильма снималась у нас в гоночном центре, на наших полигонах, так что антураж реальный. Грузовики настоящие. А жизнь... Жизнь немножко другая. Там крики, громкие споры, закрученная любовная линия. Как обычно в кино. У нас настолько жестко не бывает. Женщин в экипажах у нас не было, так что соответствующих событий просто не могло быть с нами.
Скажем так, режиссер взял яркие события из нескольких десятилетий жизни команды, и поэтому такое впечатление, что приключения с командой происходят каждый день. На самом деле, конечно, в жизни все проще. И у нас нет такого, что пилот вытворяет всякое, делает, что хочет. У нас все-таки профессиональный подход к делу. Наши болельщики интересуются нашим видом спорта, во многом разбираются. А люди со стороны ничего этого не знают. Для них будет интересно и где-то познавательно. Им интересны сюжеты про любовь. В жизни все не так выраженно, как на экране, но зрителю интересны такие сюжеты.
– Сравните с «Движением вверх»?
– Сложно. Там все-таки взята реальная история команды, спортсменов. Олимпийские игры. И это было в прошлом. А этот сериал о настоящем времени, о жизни команды, которая есть и продолжает развиваться. Кто-то посмотрит и приедет прямо сейчас болеть за нас. Или заинтересуется картингом. Я слышал, что картинг стал популярнее, благодаря появлению сериала. Кто-то даже захотел попасть именно к нам в команду.
– А реально обычному человеку, обычному ребенку, пойти в картинг и прокачаться до попадания в «КАМАЗ-мастер»?
– Все реально. Все начинали с картинга. Другое дело, что мы смотрим не только на пилотирование, а требуем многого от пилота. Он должен уметь настраивать и тестировать машину. Должен участвовать в проектировании. Кстати, английский язык нужен. И не только. Желательно знать разговорный французский, может быть, испанский. Ну, я думаю, для современных молодых ребят английский язык – не проблема. Я считаю, для профессионального гонщика знание международного языка необходимо в наше время.
– Коронавирус сильно ударил по команде и по заводу?
– Команда сильно ощутила его в прошлом, 2020 году. У нас было меньше времени на подготовку. Некоторое время все было дистанционно. Только в августе-сентябре произошли послабления. Всего два месяца мы могли нормально тренироваться в преддверии «Дакара», но все были в равных условиях, все страны затронуты. Для завода, я думаю, тоже было тяжело. Простой. В этом году появились заказы. Покупают новые модели. Так что сейчас уже лучше. Мы в этом году тоже делаем новую гоночную модель с новой кабиной. Уже до конца года увидите КАМАЗы нового поколения, несмотря на все проблемы с коронавирусом.
На «Дакаре» были приняты очень грамотные меры безопасности, потому что организаторы использовали удачный опыт с велогонок «Тур де Франс». Все прошло отлично, и мы тоже перенимаем этот опыт для российских ралли. Как вы видите, весь мировой спорт ожил. Все соревнования проводятся в разных видах.
– А прививки вы, всей командой, сделали?
– Пока не все. В первую очередь сделали те, кто постарше. У нас все по желанию. Многие наши ребята, насколько известно, уже переболели коронавирусом. Кто-то возможно, даже за рулем, во время гонок. У всех, к счастью, все ровно. Никаких проблем не было.
Читайте также
Путин, сексизм в «КамАЗе» и патриотизм вместо денег. Пятикратный победитель «Дакара» рассказал все