Очередной громкий допинг-скандал в легкой атлетике. Тут ничего удивительного, такова жизнь. Странновато, когда неделя проходит без единого разоблачения, начинаешь беспокоиться, все ли здоровы в ВАДА.
Тут другое интересно: на сей раз пойман трехкратный чемпион мира, победитель Олимпийских игр и Бриллиантовой лиги 29-летний кениец Асбель Кипроп. Что ж, попадались и более титулованные. А вот любопытно, что этот триумфатор Пекина-2008 в финале на олимпийской «полуторке» финишировал вторым за Рашидом Рамзи из Бахрейна. Который не замедлил сдать положительный допинг-тест, у него обнаружили эритропоэтин в моче, и золотая медаль перекочевала к Кипропу. А вот теперь у кенийца выявлен все тот же ЭПО, лихо закольцевалось. Да и немудрено: эритропоэтин в дисциплинах скоростной выносливости – действительно залог успеха, без него результат будет, как полвека назад, когда препарат еще не был синтезирован. Это ж сказочное обогащение кислородом мышц!
Кенийские бегуны и девочки Тутберидзе
Удивительно и то, что Кипроп бегает на высшем уровне уже больше 19 лет. В Кении бег на средние и длинные дистанции – национальный бизнес, как футбол в Бразилии. Ни нефти, ни газа, и хай-тек местный не конкурентоспособный на мировом рынке, а жить-то надо. Массово готовят бегунов, благо там талантов много. Это в 60-е мы смотрели на первого кенийского олимпийского чемпиона Кипчого Кейно как на диковинку, а потом начался бум. Готовят, раскручивают, многие потом принимают гражданство стран ЕС и США. Но кенийские легкоатлеты при всем внешнем несходстве напоминают российских фигуристок с конвейера Этери Тутберидзе – век их очень короток, быстренько выжимают как лимон и выбрасывают за ненадобностью (более популярна другая точка зрения). А Кипроп – долгожитель. Но сейчас, очевидно, конец карьере, ему ведь четыре года дисквалификации припаяли. Отсчет – с 3 февраля 2018-го. Его результаты с 27 ноября 2017 года аннулированы.
Все естественно: где массовая подготовка бегунов, там и столь же массовые проблемы с мочой. Начиная с 2012 года допинг-пробы провалили 45 кенийских легкоатлетов. Учтите, что все они – бегуны на длинные и средние дистанции. Главное, что это не послужило поводом для обвинения Кении в наличии государственной программы применения допинга. Вероятно, у них там ЭПО продают в булочных, вот все бегуны и покупают.
ВАДА жестко стоит на своем, то есть на толстом докладе Макларена: государственная поддержка допинг-программ существует. В России. И агентство не поколебать, хоть кенийцы и старались.
И тут появился стукачок
Как водится (нам ли не знать?!), нашелся «добрый» человек – бегун из национальной сборной, любезно рассказавший под диктофон, что кенийская федерация легкой атлетики требовала с него 50 000 долларов за сокрытие положительной допинг-пробы, свои же люди, сочтемся. Возможно, не договорились, парень посчитал, что дорого, и пошел на интервью. Где заодно добавил, что федерация любезно, хоть и не безвозмездно, предупреждала о приезде допинг-офицеров. И никакого тебе Макларена на горячие кенийские головы.
И тут опять все удивительнейшим образом совпало! Асбель Кипроп с детской непосредственностью признал, что тоже передавал деньги допинг-офицеру, пояснив: «Предполагал, что даю им деньги на бензин или на чай». Ну, если он предложил этим достойным людям сумму, на которую можно разве что чайком в холодной Кении погреться, понятно, почему титулованный бегун залетел. Кипроп и сам это понял, только слишком поздно. Теперь он утверждает, что давал слишком мало денег, вот эти нехорошие допинг-офицеры и испортили ему его кристально чистую мочу. Ибо сам Асбель – честнейший человек и никогда никакого ЭПО даже не пробовал. Он ручается.
Все это напоминало бы балаган, но в балагане не ломают человеческих судеб.
Если эта фарисейская борьба за чистоту идеалов не привела спорт на самое дно, то я даже и представить не могу, что же еще для этого необходимо сделать?!