Нынешний автоспортивный сезон можно смело назвать сезоном прогресса «тойоты». Прежде всего это касается, конечно же, «Формулы-1». Последние годы красно-белая «конюшня» считалась в Королевских гонках крепким середняком, не более. Однако японцы, славящиеся своей любовью к качеству и максимализмом, не остановились на достигнутом. Невидимый болельщикам огромный объем работы, проделанный зимой конструкторами Страны восходящего солнца, начинает давать свои плоды.
Новая «формульная» «тойота» ТF108 имеет отличную от своих предшественниц концепцию. Это касается всего: аэродинамики, механики, надежности и управляемости. Не вдаваясь в технические тонкости, следует признать: обновления удались на славу. Подтверждают сказанное и гоночные результаты. Чемпионат-2008 только перевалил за свой экватор, а на счету гонщиков «Тойоты» очков почти в три раза больше, чем за весь сезон-2007. Сейчас в Кубке конструкторов команда уверенно идет на четвертом месте — на две позиции выше, чем в прошлом сезоне. После Гран-при Франции первый номер японской команды Ярно Трулли принимал на подиуме душ из шампанского и поздравления. «У нас есть сумасшедший потенциал, позволяющий добиться победы, — признается итальянец. — Мы очень мотивированная команда, и я горд быть ее частью». Ну а его молодой немецкий партнер Тимо Глок и вовсе произвел фурор, остановившись в шаге от победы на домашней гонке в Хокккенхайме.
Японцы оценивают эти успехи со сдержанным оптимизмом и продолжают работать. Символично, что на эмблеме компании изображена стилизованная ткацкая петля (свою деятельность японский концерн начинал с производства автоматических ткацких станков). Шаг за шагом, подобно этим самым станкам, японские автомобилестроители ткут ту самую счастливую скатерть, которой будет выстлана их дорога к большим победам.
Если «формульные» вершины «Тойота» еще штурмует, в ведущей кузовной серии мира NASCAR уже наступила эпоха японского доминирования. Американская классика в лице «доджей», «шевроле» и «фордов» пропускает настырных азиатов вперед. Уверенное лидерство их ведущего гонщика Кайла Буша дополняется первенством «Тойоты» в зачете производителей.
Популярность NASCAR в Соединенных Штатах (за гонками там следят более сотни тысяч зрителей на трибунах и миллионы — у телеэкранов) не уступает чемпионатам НХЛ и НБА. Стоит ли удивляться значительному росту продаж японской марки за океаном? Например, в 2007 году «Тойота» выпустила и продала больше автомобилей, чем такой гигант, как «Дженерал моторс». А ведь GM удерживал звание крупнейшего автопроизводителя на протяжении 76 лет! В то время как американский автопром переживает локальный кризис и сокращает производство, японцы продолжают динамично развиваться.
В амбициозные планы «Тойоты» входит завоевание не только американского, но и европейского рынка. И Россия здесь, конечно же, не исключение. Десять лет назад было открыто первое московское представительство компании, а в 2003-м «Тойота мотор» начала функционировать по всей территории России. В конце прошлого года состоялось открытие завода «Тойота» в Шушарах под Санкт-Петербургом. Дебютная модель предприятия — седан бизнес-класса Toyota Camry с двигателями объемом 2,4 литра (с автоматическими или механическими коробками передач) и объемом 3,5 литра (с «автоматом»). Обучение российских рабочих и четкий контроль качества сборки производят японские специалисты, для которых престиж бренда — не пустые слова. Они уверяют, что автомобили «тойота», произведенные в России, по качеству не уступят японским.
Тем временем. Приключения и испытания
В эти дни в Санкт-Петербурге проходит третий отборочный тур международного соревнования-приключения Land Rover G4 Challenge — 2008/09. Захватывающие испытания успели покорить многочисленных зрителей двух предыдущих туров в Екатеринбурге и Красноярске. Вчера в Петропавловской крепости состоялось официальное открытие состязаний, после чего претенденты на двое суток отправились в палаточный лагерь под Сестрорецком. Первым видом испытаний станет 15-километровый забег, после которого участников ждет суровая 8-часовая мультигонка, включающая спортивное ориентирование, велокросс и полосу препятствий. Также претендентов ждут каякинг (гонки на лодках-каяках) и скалолазание. От участников потребуется и водительское мастерство, которое они смогут проявить за рулем легендарных британских внедорожников Land Rover. Победители отбора в Санкт-Петербурге получат уникальный шанс проявить себя на национальном отборочном этапе, который пройдет в ноябре этого года в Сочи, и, возможно, будут представлять Россию в международном финале Land Rover G4 Challenge в Монголии.