• Шома Уно в «Хрустальном» у Тутберидзе – это шанс для сборной России

    Как правильно использовать приезд японской звезды
    Шома Уно в «Хрустальном» у Тутберидзе – это шанс для сборной России - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Серебряный призер Олимпийских игр 2018 года Шома Уно прекратил сотрудничество с тренером Михоко Хигути, с которой работал с пяти лет. Об этом японский фигурист сообщил на своем сайте в понедельник, 3 июня.

    «Я покидаю Гран-при Токай, где обо мне заботились на протяжении многих лет. Пока мое будущее не определено, но скоро я отправлюсь в тренировочный лагерь за границей. Я хочу двигаться дальше. Навсегда сохраню чувство благодарности к учителям, которые поддерживали меня и помогали двигаться вперед. Хочу начать все сначала. Благодарю всех за поддержку», – говорится в заявлении Уно.

    С одной стороны – сенсация. В статусе одного из лучших мужчин-одиночников современности менять тренера, когда тебе уже 21 год, – шаг, на который решатся единицы. С другой – являясь чемпионом мира – 2015 среди юниоров, на взрослом уровне Шома ничего не выигрывал до нынешнего года, когда стал лучшим на Чемпионате четырех континентов. Его постоянно преследовали вторые места – на Олимпиаде-2018, чемпионатах мира 2017 и 2018 годов. «Мне бы такие “неудачи”», – наверняка думает Александр Самарин. Но Уно не просто хочет большего, он этого достоин.

    И вот читаем его заявление, в котором есть фраза: «Скоро я отправлюсь в тренировочный лагерь за границей». И как же это здорово ложится в канву темы, которую «Спорт День за Днем» поднимал две недели назад:

    Джек Галлахер, автор достаточно успешного Ice Time Podcast, где его гостями становятся главные люди из мира фигурного катания, написал в  «Твиттере»: «Вот оно... Кажется, в следующем сезоне японские фигуристы думают о работе с тренером Этери». Никакой конкретики не было. Но теперь то мы можем сложить 2+2. Речь не о том, что завтра Уно объявит: «Тутберидзе – мой новый тренер». Нет. Шома знает себе цену. Он понимает, что в «Хрустальном» в основном делают девочек-чемпионок. Но слава Этери Георгиевны настолько велика, что японская звезда готов рискнуть.

    Уно собирается летом тренироваться сразу у нескольких иностранных тренеров, чтобы уже после этого окончательно определиться с командой, которой доверит подготовку программ и точечные советы. Кому ехать в Россию, как не парню по имени Сёма? (Один из вариантов произношения японского «Шома».) До конца неизвестно, будет ли колесить по миру вместе с Шома его персональный тренер Демизу Синъити-сан, превратившийся (несмотря на разницу в возрасте) в настоящего друга. Его присутствие наверняка облегчило бы жизнь Уно на чужбине.

     

    Шома Уно и Демизу Синъити-сан

    Но это все дела Малышатины, как Уно прозвали за низкий рост (158 см). У него в отличие от российских фигуристов и так все в порядке с результатами, постоянно на подиуме или рядом с ним (четвертое место на последнем чемпионате мира). Есть основания предполагать, что возможный приезд японца в «Хрустальный» позитивным образом скажется и на россиянах. Например, на Данииле Самсонове.

    «Этот мальчик – вундеркинд», – не стал скупиться на эпитеты Евгений Плющенко. Тройные аксель и флип, а также каскад тройной лутц плюс тройной риттбергер в кроткой программе? Легко! Четверной лутц – самый сложный прыжок в фигурном катании – в произвольной программе? Пожалуйста. И это в 13 лет. Когда же рядом будет кататься японская звезда, талантливый Даниил наверняка сумеет перенять что-то важное, что ему обязательно пригодится во взрослой карьере.

    Сам Уно перед стартом нового сезона заявлял, что, раз уж четверные прыжки ему даются достаточно легко, в его планах – замахнуться на пять оборотов! «Теперь плавный прыжок, без встревания в лед, является эталоном. Я тренируюсь, чтобы мои прыжки были именно такими», – говорил Уно чуть больше полугода назад. Что-что, а с прыжками в «Хрустальном» полный порядок. Саша Трусова и Аня Щербакова не дадут соврать.

    Но это ведь девочки! Как Тутберидзе и ее команда будут тренировать уже сложившегося юношу? Это самый популярный вопрос скептиков. Во-первых, наличие в группе Самсонова и его успехи (в минувшем сезоне выиграл все старты, кроме одного) говорят за то, что и с мальчиками Тутберидзе и компания работать умеют. Есть еще 24-летний Морис Квителашвили, ставший вторым на этапе Гран-при Rostelecom Cup – 2018/19. Недосягаем оказался лишь фантастический Юдзуру Ханю.

    Чемпионат мира – 2017/18: Нейтан Чен – первый, Шома Уно – второй, Михаил Коляда – третий

    Приезд Уно в Россию может сформировать эдакий тандем, в котором опытом и знаниями друг с другом поделятся обе стороны. Например, Тутберидзе расскажет японцу, как она делает чемпионок на разных уровнях. Может, Шома наконец узнает то самое важное, что ему мешало до этого. Даниил Глейхенгауз решит другую проблему. «Я всегда злюсь, потому что долго не могу запомнить хореографию Хигучи Михоко-сенсей, – признавался как-то Уно. – Я правда плохо запоминаю: одну программу мне приходится учить в три раза дольше, чем всем остальным». В «Хрустальном» научат все схватывать на лету.

    «Тренировки – залог всего», – говорит японец. Тутберидзе его в этом полностью поддержит. На этой почве два трудоголика точно сойдутся. Наблюдая за качественной работой японца, оттачивающего различные компоненты, повысят собственную планку и россияне из «Хрустального». Если Уно первым в истории на официальных соревнованиях решился на сложнейший каскад – тройной аксель плюс четверной тулуп, то и россиянам самое время понять, что ничего невозможного в этом мире нет. 

    Нашим одиночникам ниже падать просто некуда – последним чемпионом мира был еще Плющенко в далеком 2004-м. После него лучшими становились представители Швейцарии, Франции, Канады, США, Японии и Испании. Возможно, Уно поможет в будущем стать лучшим Самсонову. Хотя, конечно, хотелось бы получить золото немного пораньше.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»