Прошлым летом КХЛ поделили на дивизионы согласно жеребьевке. Получилось немного условно — кому-то повезло, кому-то нет. Например, вместе свели рижское «Динамо» и «Амур». До Хабаровска только из Москвы по прямой 6075 километров. Да до Риги накиньте 900. Считай, не повезло — по два раза за сезон скататься друг к другу в гости. А ЦСКА, например, по два раза отправляется на выезд на автобусе в Воскресенск (76 километров) и Балашиху (8). В Хабаровск пришлось слетать лишь один раз. Четыре экскурсии в далекие Челябинск и Магнитогорск выглядят пугающе лишь на первый взгляд: 1704 километра — и вы в гостях у «Трактора», еще 140 — и добро пожаловать к «Магнитке».
Не в обиде питерский СКА — 679 километров до Москвы, а там тоже автобусом на арены ЦСКА, «Химика» и ХК МВД. Пробки, конечно, могут свести с ума любого, но это все же лучше, чем терять рассудок от смены климатических и часовых поясов, курсируя между Хабаровском, Новосибирском и Омском. Стоит заметить, что по московскому времени живут 12 из 24 клубов КХЛ. Еще два «Динамо» — по среднеевропейскому. Уфа и Тольятти хоть и находятся в другом часовом поясе, но отстоят от столичного региона не более чем на 1500 километров — расстояние вполне преодолимое. «Магнитка», «Трактор» и «Барыс» тоже не так уж и далеки.
Портят картину, да простят меня болельщики, представители сибирского региона и «Амур». Новосибирск — 3201 километр от Москвы, Омск — 2489 км. В четыре и три раза соответственно дальше Казани. Восточные клубы, кстати, мучаются не меньше своих западных коллег — игроки «Амура» в самолете проводят едва ли не полсезона — им на автобусе доводится ездить разве что до аэропорта.
Простой ответ лежит на поверхности: взять все — и поделить, как говаривал один булгаковский персонаж. В смысле, поделить по географическому принципу. Пара дивизионов на западе — из семи команд московского региона, СКА, рижских и минских динамовцев, «Северстали», «Локомотива» и «Торпедо». Дивизион «середнячков» могли бы составить Уфа, Казань, Тольятти, Нижнекамск и Магнитогорск с Челябинском. А сибиряков (Омск, Новосибирск, Новокузнецк и Хабаровск) сослать в восточный дивизион, добавив к ним «Барыс». Одно место на востоке остается вакантным, но в целом «рыба» этого географического принципа ясна. Есть и возможность для маневра — «Трактор» с «Магниткой», например, можно отправить на восток, а на западе перераспределять команды иначе.
Из очевидных плюсов можно отметить экономию на транспортных расходах. Выиграют москвичи, питерцы, ярославцы, череповчане. Для клубов «среднего» географического положения практически ничего не изменится — там уже расстояния будут не самыми маленькими. А сибиряки и вовсе могут проиграть — Хабаровск все равно дальше от Омска, чем Москва. Немного облегчится жизнь разве что у «Амура».
Пожалуй, еще немного обострится соперничество внутри дивизионов — соседа всегда приятно обставить. Да и европейские клубы (в первую очередь финские и шведские) охотнее клюнут на предложение войти в КХЛ, если им не придется мотаться по Сибири.
Выгоды значительные. Правда, это поставит клубы в неравное положение, а сибиряки и так по большей части испытывают трудности. Если же их изолировать и заставить вариться в собственном соку, можно потерять эти регионы для хоккея.
Так что, какой бы привлекательной ни казалась идея формирования дивизионов по географическому принципу, лучше не спешить. Хотя само направление мысли может оказаться верным.
Подготовил Борис Шаров