Экс тренер молодежной сборной России, тульского «Арсенала», один из самых известных российских легионеров («Карлсруэ», «Гамбург», сборная России девяностых) рассказал, почему Георгий Мелкадзе стал забивать в «Тамбове», объяснил разницу в условиях работы российских и зарубежных тренеров.
Всем говорю, что Мелкадзе – хороший игрок
– Как вышло, что в 10-м туре РПЛ забили люди, которые до этого почти не забивали – Мелкадзе, Сутормин, Заболотный, Берг? Совпадение?
– Это одна причина. Другая – все они выходят на поле, хотят доказать свою состоятельность, особенно в новых клубах. Критика, которая была в их адрес, заставляет лезть из кожи вон. Ребята амбициозные, полны желания доказать, что их рано списывать со счетов, отправлять в другие клубы. В первую очередь это касается Маркуса Берга. В первых турах он разочаровал. Сейчас наступает время, когда нужно себя проявлять.
– Разбегались, может, к 10-му туру.
– Совпадение только в том, что все в этом туре забили. А так у каждого своя история. Тот же Мелкадзе, который забил два гола в матче с «Ростовом». В «Спартаке» он подвергался обструкции, перешел в «Тамбов», выходит на поле с горящими глазами. Я знаю этого игрока, он у меня был в молодежной сборной. Не удивился, что он «выстрелил» – это был вопрос времени. Всем говорю, что это способный игрок.
– Мелкадзе полезно на этом этапе карьеры оказаться в «Тамбове»?
– Ну конечно. Нужно сделать шаг назад, чтобы поверить в себя, снова стать лидером. Он взвалил на себя эту ношу, демонстрирует свои качества. Много нюансов, которые мешают игроку раскрыться в большом клубе: доверие тренера, самоощущение, партнеры. Сейчас у Мелкадзе выросли крылья, вот он и забил.
Заболотный забил крутой гол «Динамо». Он еще вернется в сборную России!
– Антон Заболотный тоже забил, да еще как.
– То же самое. Одно дело быть в тени форвардов «Зенита», другое – иметь постоянную игровую практику. Антон – форвард зависимый, в «Зените» у него не было возможности проявить себя. Все-таки «Тосно» и «Зенит» – клубы совершенно разного уровня. Игроку важно найти «свою» команду.
– Алексей Сутормин нашел?
– Сутормин в «Зените» на вторых ролях – там погоду делают другие. С этой ролью тоже надо уметь справляться, надо быть к ней готовым. Если появился шанс, надо стараться им пользоваться. Он молодец.
Иностранному тренеру помогает справляться с давлением неустойка
– Вы сказали, Мелкадзе было трудно проявить себя в «Спартаке». Что вообще со «Спартаком» происходит?
– Слишком большое давление на клуб. Особенно сложно в такой ситуации молодым. Легионеры, которых купил «Спартак», должны брать на себя бремя лидерства, вести за собой таких, как Мелкадзе. Но давление и на них действует. А «шишки» в таких случаях сыпятся на молодых. Мелкадзе, как говорится, не первый и не последний. Вспомните того же Дзюбу. Он оказался в Туле, это была «ссылка». Артем собрал себя заново, «перезапустил» карьеру – вернулся на высокий уровень. Стал еще сильнее. А не пройди он испытание в «Арсенале», кто знает, получила бы сборная этого игрока, выступал бы он сейчас за «Зенит»?
– С «Зенитом» все в порядке, а вот со «Спартаком»...
– Пришли новые игроки, меняется состав. Первое время все хотят себя проявить. Я помню, когда приехал в начале девяностых в Германию. Тоже хотел сразу «показаться» публике, это самое важное.
– Легионеры «Спартака» себя показали, а потому «пропали». Расслабились?
– Это одна из причин. Другая – в команде много новых игроков. Когда первые эмоции уходят на второй план, начинается рутинная работа. И «вылезают» разные нюансы. Нужно, чтобы в команде была хорошая атмосфера, чтобы игроки между собой контактировали. Если этот момент упустить, может начать тикать «бомба замедленного действия». Руководство, тренерский штаб должны оградить игроков от атак журналистов, критики болельщиков, взять ситуацию под жесткий контроль.
В чем основные претензии к Кононову?
– Момент и без того сложный, а тут еще после каждой игры кричат: «Тренера в отставку!»
– Это нормальная ситуация для тренера большого клуба, когда от тебя ждут не только побед, но и хорошей игры. Вспомните, «Спартак» при Кононове выигрывал, но критика не уменьшалась, а даже наоборот, звучала громче. Качество игры было не такое, какое ждали.
– Я не знаю, какой тренер лучше – Олег Кононов или Массимо Каррера. Но Каррера перед телекамерами чувствовал себя спокойно, улыбался, шутил, отбивал все атаки. Кононов в сложной ситуации «сгорает». Как он может внушить уверенность игрокам?
– Тренер, возглавляющий топ-клуб, должен уметь справляться с давлением. Специалисты из-за рубежа – немножко другие, не воспринимают все так близко к сердцу. Они понимают: если их уволят, они уедут домой, ничего страшного не произойдет. А ты тут остаешься, хочешь дальше работать. Понимаешь, что твоя дальнейшая карьера зависит от сиюминутных результатов. Времени на раскачку не дадут. Не только в большом клубе, но и в клубе средней руки. Никто не даст карт-бланш. Не подпишет с тобой контракт на два-три года, как в Европе. И в нем не будет оговорена сумма неустойки за увольнение.
– Наши тренеры, подписывая контракты с клубами, на настаивают на солидной неустойке?
– Если российского тренера увольняют из клуба, максимум, на что он может рассчитывать, – компенсация за три месяца. На Западе другая система. И когда зарубежные тренеры приезжают сюда, им все гарантировано. Они знают конкретную сумму, которую получат в случае досрочного увольнения. Наши тренеры все время на раскаленной сковородке, а их коллеги из-за рубежа защищены и сильно не переживают.
– Наши тренеры заключают контракты на условиях клуба, зарубежные – на своих?
– Естественно.
– Я помню, как Лучано Спаллетти, отстраненный «Зенитом» от исполнения обязанностей главного тренера, много месяцев жил в Петербурге и получал зарплату.
– У меня есть друзья из числа тренеров, работавших в бундеслиге, они тоже подписывали контракты на три года, их увольняли через два-три месяца, и они получали потом зарплату – до тех пор, пока не заключали контракт с новым клубом. В этом случае старый клуб уже ничем им не обязан. Такая практика за рубежом. Поэтому Каррера, другие ведут себя спокойно, раскованно. Чего нельзя сказать о наших. Посмотрите на эмоции того же Мусаева после матча с ЦСКА. Это все от нервозности. Если только наш тренер сам напишет заявление об увольнении, клуб не будет ничего ему платить. А если его уволит клуб, тренер получит три зарплаты – и все.
– Тренеры идут на такие условия от безысходности? Хорошо, что позвали – такая логика?
– Да, рынок тренеров – огромный. Много безработных, готовых прийти в клуб даже на месяц, чтобы что-то зацепить. Это негативный момент в нашем футболе. Тренеры не могут плодотворно работать, что-то планировать, смотреть в сторону молодежи. Результат нужен здесь и сейчас. Некоторые заранее знают, чем все закончится. Помню, Валентин Бубукин, когда работал в системе ЦСКА, говорил: «Что я здесь буду что-то придумывать? Все равно уволят». Юморной был мужик (улыбается).
«Динамо» купило игроков, а что это за игроки?
– Дмитрий Хохлов в отставку пока не подал. Хотя «Динамо» под его руководством тонет, ваш родной клуб.
– Вот вы сказали, что я динамовец, и я вспомнил. А так с момента завершения карьеры игрока в 2004 году даже не слышал о своей принадлежности к клубу. Да, я динамовец, но не настолько, чтобы бить себя кулаком в грудь и кричать, что буква «Д» для меня что-то значит. Такое отношение у клуба к своим... Дело не только во мне. И про других не вспоминают, тех, кто много лет играли за «Динамо».
Кто сменит Хохлова в «Динамо»? Есть пять кандидатур
– «Динамо», когда открывало новый стадион, пригласило бывших капитанов, ветеранов.
– Да, был «парад капитанов». Приглашали тех, кто в разные годы носил повязку. Мне как-то позвонил руководитель фанатского движения «Динамо», пригласил на матч, этим все ограничилось.
– Пока ни новый стадион, ни новый гимн динамовцам не помогают.
– Все идет от руководства. Как оно относится к истории, ветеранам, игрокам. Плюс власть в клубе постоянно меняется. То генералы в погонах, то банкиры. А по сути не меняется ничего. Да, вроде есть деньги, но их нужно тратить с умом, чтобы постепенно все развивать. А не то что «бухнули» миллионы в трансферное окно, купили игроков, а какие это игроки, не важно. Можно заниматься показухой, рекламой – дескать, вот как мы все делаем. Но жизнь все расставляет по своим местам.
– Закончим, с чего начали. У вас как форварда были периоды голевой «засухи», когда мяч не шел в ворота?
– Думаю, у всех такое было. Вроде и ворота пустые, а мяч все равно туда не идет. Ты себя накручиваешь, мучаешься. В этой ситуации все зависит от тренера. Насколько он может успокоить, придать уверенность. Достаточно двух слов: работай, все у тебя получится. Это лучший способ вывести игрока из ступора. Когда у меня в «Карлсруэ» не получалось, тренер Винфрид Шефер вызвал к себе, сказал: «Слушай, возьми три дня отдыха, езжай в Москву, отдохни – жду тебя к следующей игре». Я приехал в Москву, освежил голову, вернулся с новыми силами работать.
– То есть поход в церковь не всегда помогает?
– Да чего только футболисты не делают: соль в бутсы сыпят, ходят к знахарям... Доверие тренера – лучший помощник в такой ситуации, на мой взгляд.
Фото: ФК «Динамо»; ФК «Спартак»; ФК «Тамбов»