Летом 2016 года Сергей Балахнин помогал Леониду Слуцкому готовиться к чемпионату Европы, который оказался для сборной России провальным. Два года спустя он по-прежнему живет в Ростове-на-Дону и уже смотрит чемпионат мира с трибун, но не жалеет о том, что согласился на предложение давнего знакомого поработать в национальной команде.
С 58-летним Балахниным мы встретились в центре Ростова во время матча Франция ─ Перу. О происходящих событиях на поле рассказывал внук, сидящий неподалеку, а сам Сергей Николаевич рассказывал, почему не удалось выйти из группы на Евро-2016 и чем нынешняя сборная России отличается от команды двухлетней давности.
Саудовская Аравия? Не интересно
— Чем же вы занимаетесь сейчас?
— Ничем. Бездельничаю. Последний раз еще в прошлом году попросили съездить с женской сборной на Евро. С тех пор сижу без работы.
— Не предлагают или не хочется?
— Предложений нет. Совсем.
— Негативно на карьере сказался женский чемпионат Европы?
— Вот уж не знаю (смеется).
— Вы же все время живете в Ростове-на-Дону. Насколько город изменился перед чемпионатом мира?
— Огромная разница. Покрашены фасады, сделаны дороги, провели коммуникации, столько деревьев высадили. Очень много всего сделали для того, чтобы город преобразился. Можно перечислять и перечислять: аэропорт, вокзалы, новый транспорт появился. Для жителей страны чемпионат мира ─ это большой шаг вперед.
— Атмосфера ощущается?
— Конечно. Великолепная атмосфера! На Театральной площади у нас фан-зона, Пушкинская ─ это знаменитая пешеходная улица. Все это находится в центре города, поэтому тут все время ощущение футбольного праздника. На каждом шагу иностранные болельщики. Хотя, конечно, в спальных районах этого меньше.
— Сами на какие-то матчи ходили?
— Сходил на игру Бразилия ─ Швейцария. Да и на остальные ростовские матчи билеты купил уже. Только Саудовская Аравия ─ Уругвай пропустил.
— Почему?
— Не интересно. С Саудовской Аравией мне уже сразу все было понятно. У них не интересная игра. Они слабые.
— Можно сравнить нашу атмосферу с Евро-2016 во Франции?
— Трудно. Я ведь тогда находился внутри всего этого. Это совсем разные вещи ─ сидеть на лавке и на трибуне. На игре бразильцев вокруг меня сидели одни иностранцы. Понятно, что футбол мне интересен, но также любопытно было следить за реакцией болельщиков.
— Я проехал уже Саранск, Волгоград и теперь Ростов-на-Дону. Везде сотрудники медиацентра на стадионе с трудом изъясняются на английском. Их попросту не уведомили о количестве иностранцев и необходимости поднять уровень иностранного языка. Замечали какие-то упущения в организации?
— Не замечал. Я все-таки ходил на стадион как болельщик. Причем местный. Наверняка, что-то можно было бы увидеть, если бы я жил в гостинице. Но насколько я знаю, сейчас все так или иначе знают хотя бы английский. Давайте спросим у официантки, знает ли она?
Балахнин смело в лоб спросил у принесшей ему кофе девушки, насколько она способна изъясниться на иностранном языке. Девушка призналась, что им выдавали небольшую памятку с фразами на английском, но полноценно говорить с иностранцами она бы не смогла.
— Вот видите! Кто-то все-таки готовился. Так что нельзя всех под одну гребенку.
Отдают честь Дзюбе
— Мнение иностранцев о России во многом навеяно стереотипами. Поможет ли чемпионат мира перестать думать о том, что у нас по нашим городам гуляют медведи?
— Думаю, да. Это способствует лучшему пониманию друг друга. Но вообще мало кто думает, что у нас тут медведи ─ домашние животные. Сколько ни общался с иностранцами все понимали, что у нас довольно-таки современная страна и красивые города. Одно время люди даже стремились сюда приехать. В основном, правда, в Москву. Другие, приехав в Россию, они изменят свое мнение в лучшую сторону.
— Главное, что все вокруг изменят мнение о сборной России?
— (Смеется.) Точно. Хотя в кругу специалистов ничего не изменится. Там никогда не считали, что сборная России совсем уж слабая команда. Да, у нас сейчас не такой сильный состав. Это надо реально оценивать.
— В 2008 году игроки были сильнее?
— Думаю, да. Между тем, чтобы быть третьим-четвертым на чемпионате Европы и выйти в плей-офф чемпионата мира ─ это большая разница. Там 16 команд (с 2016 года ─ 24 команды. ─ «Спорт День за Днем»), а тут 32. Все-таки команды на Евро собираются серьезнее. Хотя если так оценивать, то надо помнить, что сборная России еще продолжает выступления на ЧМ-2018.
─ Думаете, на 1/8 финала все не закончится?
─ Надо надеяться на это.
─ Сейчас модно извиняться перед Станиславом Черчесовым за критику. Вы эти два года подготовки к ЧМ-2018 придерживались какой стороны?
─ Никакой. Но народ обмануть трудно. Если сборная играет плохо, то они так и говорят. Не склонен кого-то винить, но люди говорили то, что видели. Собственно, так оно и происходило. Неужели кто-то скажет, что в товарищеских матчах сборная России играла хорошо? Иногда критика была правдивой, иногда излишней. К старту чемпионата мира она стала совсем огульной. Возможно, эта критика как-то поспособствовала положительным результатам. Но вообще, когда идет подготовка к турниру, за несколько дней до старта турнира уже ничего не поменяешь. В такие моменты стоит поддержать команду, а потом уже высказываться после чемпионата мира, если захочется. Это было бы логично.
─ Но в России вряд ли так когда-нибудь будет. Так, стало быть, Черчесов все эти два года делал все правильно?
─ Все определяет результат. Хотя все ясно понимают, что два года мы играли в один футбол, а потом начали в другой. Два года Игнашевича не брали в сборную, а теперь взяли. Дзюбу в сборную не брали, говоря, что сборной не нужен большой нападающий, а сейчас он лучший. Даже честь ему отдают, образно говоря.
(Имеется в виду жест воинского приветствия, которым отмечали голы Артема Дзюба на ЧМ-2018 главный тренер сборной России Станислав Черчесов и сам Дзюба — «Спорт День за Днем»)
Это тоже говорит о каких-то недочетах, которые выявили в последний момент. Но это — без критики. Не нужно разделять на положительное и отрицательное. Два года шла энергоемкая работа над подготовкой команды и итоговые результаты ─ это в том числе и ее плоды.
─ Действительно, лидерами сборной России стали те, кто не рассматривался таковыми ─ Артем Дзюба, Денис Черышев, Юрий Газинский и Сергей Игнашевич.
─ С Игнашевичем у нас появилась грамотная оборона. Он выстроил всех игроков правильно. Думаю, если бы взяли Олега Шатова, то и он бы не был худшим среди них.
─ Игорь Денисов?
─ Уверен, он должен находиться в этой команде. Хотя надо выразить огромную благодарность этой команде за такие результаты. Сложился отличный коллектив. Двое молодых мне особенно нравятся ─ Александр Головин и Роман Зобнин. Причем за первым уже вроде как топ-клубы Европы гоняются, а второй как бы сидит в тени. Но первые матчи чемпионата Зобнин провел очень здорово и полезно.
─ Прошлогодняя травма на его игре никак не сказалась?
─ Сейчас Зобнин выглядит очень хорошо.
Вместо Дзагоева ждал Миранчука
─ Можно ли сказать, что у Черчесова сработал план, который обычно называют «на всякий пожарный»?
─ Это все гораздо проще и банальнее. В сборной так всегда бывает. Надо постоянно давать играть сильнейшим. Как только ты начинаешь строить какие-то планы, что к определенному моменту игрок наберет форму и выдаст максимум, все обвалится. Например, никто же не скажет, что Федя Смолов плохой футболист. Но у него сейчас не идет. Это объективно. Зато Дзюба играет.
─ Можно ли это как-то спрогнозировать?
─ Посмотрите, как у нас получилось на ЧМ-2018. На Саудовскую Аравию вышел один состав. К сожалению, в первом тайме получил травму Алан Дзагоев и не смог продолжить игру. Тренер выпускает Дениса Черышева, тот забивает два и становится героем матча. Не исключено, что изначально его даже в запас не планировали ставить.
─ Я лично предполагал, что вместо Дзагоева выйдет Алексей Миранчук.
─ Я тоже. Так думало 90 процентов людей. Но тренер решил иначе. Понятно, что он видел их всех на тренировках, но тем не менее. Тот же Дзюба. Изначально он был лишь нападающим на подмену, на 15 минут в конце. Сейчас он игрок стартового состава, забил такой шедевр в ворота Египта (3:1). Не знаю, можно ли спрогнозировать это? Думаю, только чувствовать можно или доверять.
─ Команда Станислава Черчесова показывает великолепный футбол. Два матча сборной России на ЧМ-2018, на мой взгляд, были лучшими после 2008 года. Тем не менее, в 2016 году команда провалилась на Евро. Почему?
─ Сложно сравнивать.
─ Но ведь команда не так уж сильно изменилась.
─ Не согласен.
─ Разве что оборона.
─ Думаю, в 2016 году у нас были лучшие защитники, чем есть сейчас. Все-таки Березуцкие, тот же Игнашевич, более молодой. К сожалению, получил травму и не смог поехать с нами Юрий Жирков.
─ К слову, ему 34 года.
─ Это еще не возраст. Играть можно.
─ Тем не менее, вот уже пять лет я смотрю на Жиркова, и по нему будто бы видно, что он уже очень устал.
─ Иногда это проявляется. Но Жирков молодец. Вызывает уважение. Сейчас продлил контракт с «Зенитом».
─ Жирков стал большой потерей на Евро-2016?
─ Конечно. Как раз перед турниром мы потеряли его, Денисова и Дзагоева. Это было тяжело. Мы так и не смогли переформатироваться. Но на Евро по определению играть тяжелее.
─ Соперники сильнее?
─ Да. Вы вспомните Словакию. Уэльс дошел до четвертьфинала, а мы его недооценили. Наверное, это наша вина. Но никто бы не сказал до турнира, что они зайдут так далеко. И Англия. Эта группа намного сильнее тех, кто сейчас достался сборной России в соперники.
Ясно, что ключевой была игра со Словакией (1:2). Две обидные ошибки привели к поражению. Мы владели инициативой, управляли игрой, но пропустили два гола.
─ Тот факт, что можно было выйти в плей-офф еще и с третьего места дополнительно расслаблял?
─ Даже не думали об этом. Никто не думал, что мы окажемся в таком положении. Надо было вытягивать игру со Словакией. Ладно еще первый гол, где ошиблись позиционно. Но второй… прямо из раздевалки заколатили нам с такого угла.
─ Марек Хамшик.
─ Да. Тоже прозевали простой аут.
─ Всего лишь секундная расконцентрация?
─ Это видно на повторе, как два игрока не доигрывают до конца. Даже при счете 1:0 была бы совсем другая игра.
Но я бы не стал сравнивать турниры. Можно ли было выступать лучше на Евро-2016? Нужно!
Головина нельзя ограничивать
─ Про ошибки в обороне понятно. Но ведь и в атаке мало что удалось создать. Согласны, что выбирать схему с тремя нападающими для трех номинальных центрфорвардов Смолова, Дзюбы и Кокорина, это была ошибка?
─ Нет. Они бы могли себя проявить. Кстати, если снова говорить о матче со Словакией, то Федя Смолов сыграл хорошо. В другой игре лучше выглядил Кокорин был. Они могут играть втроем. Это один из вариантов игры сборной России в будущем. Но многие наши решения в итоге подвергались критике. Нам ставили в упрек, что мы Головина берем чисто по знакомству. Со Слуцким. Но он реально на тот момент он был лучшим, как мы могли его не брать? А сейчас он лучший в сборной ─ и все молчат.
─ И это поездка на Евро-2016 сказалась для него положительно. Александр сам рассказывал, что во Франции очень волновался, а сейчас стал играть увереннее.
─ Мы говорили ему, что он закрепощен. Так и было. Головин не брал на себя игру в полной мере, поэтому он не мог показать свой максимум.
─ Может, его закрепощало то, что его использовали как одного из опорных хавбеков?
─ Головин очень объемный парень. Мы снимали с него часть оборонительных обязательств, давали больше свободы в атаке. Это ему нравится.
─ Мне лично показалось, что когда Головин перешел с левого фланга в центр в матче с Саудовской Аравией, то почувствовал себя свободнее и увереннее.
─ Конечно. Его нельзя ограничивать рамками. Головин может сыграть на фланге, но более эффективен он именно в центре, потому что он жаждет объема и простора, он хорош в подборах, отборах, у него много здоровья.
Слуцкий ─ один из лучших тренеров в России
─ Вы рассказывали где-то полгода назад в интервью «Спорту День за Днем», что совсем не поддерживаете отношения со Слуцким и созванивались последний раз только на Новый год. Как сейчас?
─ Периодически созваниваемся по каким-либо вопросам. Сейчас планирую поехать к нему на сбор с «Витессом» в Австрии. Я попросил, он ответил, что в любое время. Но сейчас чемпионат мира идет, не хочется пропускать такое событие.
─ После чемпионата Европы ─ 2016 Слуцкий куда-то звал вас с собой? В «Халл», в «Витесс»?
─ Он говорит, что можно приехать к нему в любое время. В Англию или Голландию.
─ Я имею в виду в качестве помощника тренера.
─ Нет, такого не было.
─ Вы с ним давно знакомы? Не впервые в сборной увиделись?
─ Мы давно друг друга знали еще до сборной России. В 2000-х, кажется, познакомились, или даже раньше.
─ Слуцкий делал первые шаги в карьере.
─ Он тогда еще в Волгограде работал. Тогда и познакомились. Потом он стал в дубле работать, мы начали лучше общаться. Я приглашал его на работу в «Ростов», но он отказался и пошел в «Москву».
─ Знаю, что некоторые тренеры плохо относятся к тем, кто лезет в футбол, не имея игровой практики за спиной. Вам не обидно, что в итоге вас приглашал в сборную России нефутбольный человек?
─ Ни сколько. Я горд тем, что он меня позвал в сборную и благодарен ему за такую возможность. Мне приятно было поработать тот год. Это было очень интересно. К тому же мы вышли на чемпионат Европы. Это на самом деле не рядовое событие. Что касается самого Слуцкого, то я его давно знаю, как очень хорошего специалиста в разных футбольных областях. Управление современной командой требует знаний. Если только слушать тренера по физической подготовке, не понимая того, что он говорит, то тебе столько на уши повесят. Сейчас в футболе все уходит в специализацию, появляется много специалистов в тренерском штабе, но решения принимает главный тренер. Так вот Слуцкий обладает прекрасными знаниями и в тактике, и в психологии, и даже в биомеханике. Талантливый парень. Усваивает все за три секунды. К тому же английский язык выучил за три месяца. Он реально очень талантливый. На сегодняшний день он, если не лучший, то один из лучших российских специалистов.
Вторую часть интервью с бывшим тренером сборной России Сергеем Балахниным читайте в ближайшие дни на sportsdaily.ru
Использованы фото: РИА «Новости», официальный сайт РФС, из архива газеты «Спорт День за Днем»