• Сергей Алексеев: Российские верфи должны делать не только эсминцы, но и яхты

    Сергей Алексеев: Российские верфи должны делать не только эсминцы, но и яхты - фото

    Фото: rusyf.ru

    В Санкт-Петербурге стартовала Балтийская яхтенная неделя – 2019. С 10 по 17 июля продлится главный морской фестиваль Северной столицы. По традиции основная программа недели развернется у стен Петропавловской крепости. Ожидается, что в ближайшие годы Балтийская яхтенная неделя войдет в десятку крупнейших мировых морских праздников мира. Мероприятие проходит ежегодно с 2017 года. В 2018 году события фестиваля посетили более 100 тысяч человек.

    В программе фестиваля: парусные регаты с участием ведущих российских спортсменов, захватывающие водные шоу и показательные выступления, свободное посещение больших парусников, кинотеатр-лекторий с тематическими фильмами и выступлениями известных мореплавателей и яхтсменов, мастер-классы для взрослых и детей, ярмарка образовательных программ Петербурга в области парусного спорта, дни открытых дверей в яхт-клубах города, деловая программа, большой концерт с участием российских звезд, водное световое шоу, фейерверк и многое другое. 

    В преддверии праздничных мероприятий с корреспондентом «Спорта День за Днем» пообщался Сергей Алексеев, президент Санкт-Петербургского парусного союза. Он рассказал о проблемах российского парусного спорта. 

    – Как меняется Петербург в плане доступности парусных секций для рядовых жителей? Становится больше мест, где обычный человек может впервые посмотреть на яхты вблизи, поработать с парусами, записать ребенка на курс?

    – В петербургских клубах регулярно проводятся семинары, дни открытых дверей. Та же Балтийская яхтенная неделя – пример того, как мы пытаемся рекламировать наш спорт. На сайте Петербургского парусного союза можно многое узнать. На самом деле детей в клубах становится больше, а проблема со взрослыми. Зачастую экипаж крейсерской яхты (крейсерской называется спортивная яхта дальнего плавания, приспособленная для серьезных регат. – «Спорт День за Днем») сталкивается с недобором. Надо идти в дальнее плавание, а народа не хватает. Отсутствует преемственность. Сколько-то детей доходят до 15-летнего возраста – и все. Дальше не идут. С детского класса «Оптимист» на олимпийские классы переходит очень мало воспитанников.

    – Вопрос денег?

    – Да. Лодки дорогие. Кроме того, резко сократилось количество яхт-клубов. Если до 1991 года в одном Ленинграде-Петербурге было более 30 яхт-клубов, то сейчас их четыре. И то они больше стоянки, нежели полноценные клубы. Таким образом, петербургская акватория недостаточно развита, в связи с чем у нас мало частных спортивных яхт. 

     

    Опять же не развито судостроение в этой области. Раньше в Петербурге была судоверфь ВЦСПС, создававшая, в часности, отечественные лодки класса Л-6 – наши знаменитые «шестерки» (крейсерская яхта класса Л-6 была разработана ленинградским конструктором Анатолием Киселевым в 1958–1962 годах. – «Спорт День за Днем»). Верфь закрылась. Теперь на ее месте строится жилой комплекс. 

    И даже у катеров существуют проблемы со стоянками. Им просто негде стоять. 

    – Как вы решаете эти проблемы?

    – Пытаемся развивать яхт-клубы. Я, например, вошел в состав акционеров яхт-клуба в Кронштадте на Тулонской аллее. Мы активно работаем с Речным яхт-клубом. Пытаемся договориться с администрацией Петроградского района, чтобы совместно развивать малые частные клубы. Пытаемся что-то сделать в Ломоносове. 

    Наших усилий не хватает, а государственная система поддержки парусного спорта отсутствует. В странах Европы она есть. Скажем, в Германии аренда квадратного метра земли для яхт-клуба стоит символические один-два евро. То есть земля дается клубам почти бесплатно. За это они обязуются развивать свой социально значимый спортивный проект. У нас нет такого закона. В Кронштадте за аренду в течение квартала нужно платить 550 000 рублей. Где взять такие деньги?

    – Клубам нужны льготы.

    – Да, нужны. В Финляндии, в Германии такая практика существует. 

    – Как справляются существующие яхт-клубы?

    – Мы всегда приводим в пример Яхт-клуб Санкт-Петербурга в Лахте, он же «порт Геркулес». Там поддержка идет со стороны Газпрома. Мы надеемся, что в следующем году они закончат строительство гавани. 

    У Санкт-Петербургского парусного клуба на Крестовском острове возникли проблемы с администрацией района. Клуб своевременно не оформил документы на землю. Идет большая борьба. Район справедливо требует: «Ребята, раз земля не ваша, уходите».

    – Санкт-Петербург подходит для всех классов яхт? Или городу лучше сосредоточиться на легких досках – виндсерфинге, кайтинге?

    – Нет-нет, наш город испокон веков был городом всех судов. Да, у нас мелковато. Финские яхты Nautor,s Swan могут стоять только в Неве: у них осадка почти 4,5 метра. Тем не менее надо стремиться к максимуму. Чтобы олимпийские классы развивались, в городе должна быть представлена вся линейка классов. 

    Конечно, сейчас это трудно. Национальное яхтенное судостроение погибло, хотя и есть отдельные личности, и мы здорово отстаем в технологиях. Современные яхты переходят на подводные крылья. Летают со скоростью 100 километров в час. Если мы не разовьем эту технологию, то отстанем и потеряем статус на Олимпийских играх. К счастью, в программу Олимпиады-2024 включили кайтбординг. В кайте у нас есть отличные спортсмены и хорошие шансы. 

    В России есть хорошие военные верфи. Нужна программа диверсификации, чтобы судостроители не только эсминцы делали, но попробовали создать цеха для нужд парусного спорта. 

    – И опять же проблема в деньгах? Нерентабельно?

    – Деньги, да. Нужны большие, огромные инвестиции. Таких денег не находится. В Петербурге на эту тему должны шевелиться спорткомитет и комитет по туризму. 

    – Какие районы Петербурга вы считаете наиболее перспективными для развития парусного спорта?

    – Петроградский, Красносельский, Ломоносов. Также Сестрорецк. Кстати, Василеостровский с его намывными территориями. Там что хорошо: есть фарватер без мостов. Вот туда могли бы причаливать большие суда. Но пока там закрытая таможенная зона. 

    – А как же Кронштадт?

    – Тоже перспективен, но там идет межведомственная борьба. Там же военные. У них свое видение использования территории.

    – Развитие туризма в Петербурге, туристические премии, получаемые городом... Все это помогает развитию парусного спорта?

    – Нет. Количество приходящих к нам яхт не растет. Это тоже отдельный вопрос. Нет портов укрытия для удобства приходящих яхтсменов. Визовый вопрос. Внутри Евросоюза его ведь давно нет, и они привыкли ходить, где хотят. Короче говоря, приток туристов ничего нам не дает. 

    4–11 августа Санкт-Петербург примет в районе парка 300-летия Санкт-Петербурга чемпионат мира по виндсерфингу среди юниоров. Состязаний подобного статуса в нашей стране не было порядка десяти лет. 

    – Думаю, это определенный знак. Не надо так уж лить слезы, люди многое делают для развития парусного спорта в России. Кое-что получается. Нужно больше. 

    – Петербург – самый перспективный порт для развития парусного спорта в России? С Крымом не сравниваем, пока там политические проблемы.

    – У нас хороший город, но сезон навигации короткий. Середина мая – конец сентября. Менее полугода. Есть, конечно, зимние виды, но все-таки... Краснодарский край, черноморское побережье удобнее в этом плане. Сочи, в первую очередь.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»