На турнире, что проходил в Словакии, «Зенит» представляли не только три новоиспеченных чемпиона Европы, но и селекционер Сергей Ломакин. В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» известный специалист поделился впечатлениями от увиденного.
Большое влияние на Хомуху оказали Садырин и Долматов
— В клубе шла установка просматривать перспективных российских футболистов, а также таланты из Восточной Европы, — говорит Ломакин. — Западную Европу отслеживают итальянские скауты, которых пригласил сам Лучано Спаллетти. Я был откомандирован смотреть матчи группы, где играла наша сборная. Также пристально следил за украинцами и хорватами.
— Насколько интересным оказался турнир для скаутов российских и европейских клубов? Может, встретили в Словакии кого-то из знакомых?
— Увидел много знакомых лиц. Казанский «Рубин» представлял известный в прошлом игрок Олег Нечаев, донецкий «Шахтер» — олимпийский чемпион Алексей Чередник, киевское «Динамо» — Виктор Кондратов и Виктор Насташевский. С удовольствием пообщался с представителем «Манчестер Сити» Яном Ричкой. Чех приезжал в Петербург зимой на Мемориал Гранаткина. Интерес к сборным этого возраста серьезный. Это сформировавшиеся футболисты. Тем более по регламенту УЕФА с игроками из других стран можно подписывать контракты начиная с 18 летнего возраста.
— По ходу турнира сборная России выиграла один матч (3:0 — стартовый у украинцев), а еще четыре завершила вничью и выиграла в итоге золотые медали. Что это, на ваш взгляд: везение, прагматизм, характер?
— Результат достигнут. Это главное! Отмечу работу тренерского штаба. В первую очередь комплектование. Дмитрий Хомуха отдавал приоритет ребятам с характером, волевым, пусть даже где-то уступавшим в технике. Я видел, как эта сборная формировалась. Три года назад выезжал на сборы в Турцию и Сочи… Эти ребята выросли, а тренер создал настоящий коллектив! Блестяще организовал оборонительные действия с коллективным отбором и переход от обороны к атаке, хорошо использовались фланги, плюс хорошая физическая подготовка. При игре с такой энергозатратной схемой наших мальчишек хватало на все 80 минут. Но были проблемы с завершением и центральным нападающим.
— В чем тренерский феномен Хомухи? Вы же хорошо знакомы с тренером российских юношей. В 1995–1996 годах Дмитрий играл в «Зените», а вы работали вместе с Павлом Садыриным.
— Действительно, с Дмитрием я очень давно знаком. Вместе с ним «Зенит» выходил в высшую лигу. Мы много общались. Хомуха — специалист вдумчивый, с твердым характером и профессиональным отношением к делу. Он многое почерпнул, у наших тренеров. Работая с Садыриным, понял, как тренер создает коллектив единомышленников и строит отношения с игроками, с Долматовым учился принципам построения игры в обороне, большое влияние на Дмитрия оказал и экс наставник «Терека» Ваит Талгаев.
Отметил бы и весь штаб сборной. Дмитрий очень грамотно подобрал помощников. Владимир Скоков играл с ним в «Шиннике» и «Тереке». Алексей Орлов — ровесник Хомухи — работал с вратарями. Во многом его заслуга в том, что Антон Митрюшкин так удачно отражал пенальти в послематчевой серии. Орлов работал с ним в плане и психологии, и техники. Вратарь подошел к турниру в хорошем состоянии, и я бы отметил уравновешенную нервную систему. Он стал настоящим героем полуфинала и финала!
— Что скрывать, последнее время в России остро обозначились проблемы местных тренеров. Какое будущее ждет Хомуху? Не стоит ли ему сейчас на гребне успеха подписать контракт с каким-то клубом или нужно продолжать вести эту команду?
— Дмитрию не надо спешить. Не забывайте, осенью сборная отправится на чемпионат мира. Нужно и в Эмиратах удачно сыграть. Посмотрим. Мне кажется, Хомухе надо продолжить работу в системе РФС. Работа в клубе и работа в сборной имеют различия. А предложения от клубов никуда не денутся.
Зенитовцы внесли большой вклад в победу
— Чемпионами Европы стали сразу три зенитовца. Полагаю, вы хорошо знакомы с их творчеством. Начнем с центрального защитника Ходжаниязова. Этой зимой он перебрался в «Зенит» из тольяттинской «Академики».
— Это большая удача нашей селекционной службы. Мы давно отслеживали Ходжаниязова. За ним наблюдали сразу несколько специалистов на разных турнирах — москвич Владимир Белоусов, Владимир Варламов и Сергей Гордеев, работающие в зенитовской академии. Принцип работы такой: если игрок получает несколько положительных характеристик, то тогда он приглашается на просмотр. Я его смотрел в Петербурге, мы пообщались. Записали все контакты. Затем клуб провел переговоры и пригласил игрока на смотрины. Интересно, что из Тольятти приезжали сразу четыре футболиста, но выбор остановили на Ходжаниязове. Спортивный директор Дитмар Байерсдорфер сказал, что этот футболист нужен «Зениту». И, как видим, наши менеджеры и тренеры не ошиблись в выборе!
— В одном из интервью Джамалдин поведал, что равняется на игру Франца Беккенбауэра. Ни много ни мало! Вам, кстати, Ходжаниязов не напомнил Кайзера Франца?
— По координации и работе с мячом он очень хорош. Но Беккенбауэр был игроком другого плана — позиционного. Ходжаниязову в позиционной игре надо прибавлять. Он хорошо действует в единоборствах, особенно один в один в штрафной площадке, хорошо играет головой. Парень был лидером обороны нашей сборной. А то, что стремится к уровню Беккенбауэра... Так это же здорово!
Вообще, у Джамалдина очень интересная судьба. Он родился в Туркменистане (как, кстати, и Хомуха), затем родители перебрались в Узбекистан, а уже позже отправили сына в Академию имени Коноплева, в Тольятти, где проживала его тетя. После нескольких лет, прожитых в Тольятти, ему дали российское гражданство. Считаю, что Ходжаниязов — находка и для «Зенита», и для сборной России.
— Воспитанника СДЮШОР «Зенит» Рамиля Шейдаева официальный сайт УЕФА назвал самым перспективным из игроков сборной России. Есть предпосылки, что парень примет эстафетную палочку питерских голеадоров у Александра Кержакова?
— У Рамиля отличные физические данные, дистанционная скорость, голевое чутье, неплохо играет «на втором этаже». Но ему надо совершенствовать технико-тактическую подготовку. Я его заприметил еще три года назад. Он выделялся, забивал. Более того, именно Шейдаев забил англичанам в элитном раунде отборочного турнира. Та победа стала ключевой.
— Что скажете об игре Алексея Гасилина?
— Любопытный момент. Гасилин не привлекался в сборную до тех пор, пока не начал играть за «молодежку» «Зенита». Алексей играл слева. У него волшебная левая нога, неплохой дриблинг. На чемпионате Европы его ставили центрфорвардом и слева. Гасилин забил очень важный гол итальянцам, успешно заменив дисквалифицированного Шейдаева.
Наши игроки внесли большой вклад в победу. Этот факт неоспорим!
— Кто еще из юных звездочек попал на карандаш зенитовской селекционной службе?
— Фамилии есть, но это внутриклубная информация. Выделю одного игрока — Алена Халиловича из загребского «Динамо». По игровым качествам это второй Модрич. Пожалуй, на чемпионате хорват смотрелся ярче всех.
Вторые команды позволят сохранить талантливую молодежь
— Специалисты и журналисты уже сегодня видят в этой команде потенциальных игроков сборной России на домашнем ЧМ-2018. Если же отбросить эмоции, как ребятам Хомухи избежать участи их предшественников — чемпионов Европы — 2006? Из команды Игоря Колыванова пока практически никто не заиграл на серьезном уровне?
— Что будет дальше — предсказать сложно. При переходе из юношеского во взрослый футбол мы всегда теряли игроков. Но, думаю, у этих ребят больше перспектив, чем у колывановских «сборников». Система соревнований, которую вводит РФС, будет способствовать прогрессу и росту. Речь о создании вторых команд при клубах премьер-лиги с общей заявкой с первой командой. Это важнейший организационный момент! Он позволит выпускникам академий, ДЮСШ продолжать карьеру в родном городе, быть на виду у тренеров главной команды.
— Зенитовская академия, СДЮШОР «Зенит» регулярно поставляют игроков в юношеские сборные практически всех возрастов. Но вот в главной команде питерские воспитанники не могут закрепиться уже десяток лет. В чем причина? Стоит ли в ближайшее время ждать питерского прорыва?
— Проблема, на мой взгляд, в большом разрыве между юношеским футболом и первой командой. В продолжение предыдущей темы… Фарм-клуб в перспективе должен пробиться в ФНЛ. И тогда выстроится вертикаль: академия — молодежная команда — ФНЛ и вершина — основная команда. Эта схема наряду с профессиональной работой в клубе, которая сейчас идет на всех уровнях, позволит талантливым ребятам с характером не пропасть, а со временем заиграть в «Зените»!