Обвинительный уклон у англичан появился не вчера. Родоначальники футбола никак не могут заполучить себе вожделенный чемпионат мира и периодически обвиняют более успешных соперников в коррупционных связях с ФИФА.
Катар попал под раздачу не в первый раз. Тут, конечно, всякие мысли непроизвольно лезут в голову, как только подумаешь, при какой температуре должны играть футболисты и наслаждаться мундиалем многочисленные обычно болельщики.
На сей раз журналисты The Sunday Times провели полноценное расследование, результатом которого стало утверждение, будто Катар подписал с ФИФА ТВ-контракт на 400 миллионов долларов. Что, по мнению английского издания, завуалированная взятка. И в числе главных подозреваемых, естественно, тогдашний президент ФИФА Йозеф Блаттер.
Я же расследованием заниматься не собираюсь, отмечу лишь, что вся длиннющая карьера швейцарца изобилует странными ляпами, ошибками, шокирующими откровениями, а то и попросту не очень умными заявлениями. Поэтому неудивительно, что на него периодически льется вся эта грязь.
Три секунды, которые потрясли мир
Строго говоря, головокружительная карьера Блаттера в спорте должна была завершиться еще в далеком 1972 году. Когда и приключился самый громкий скандал в истории мирового баскетбола, те исторические три секунды, о которых в России недавно был снят фильм «Движение вверх».
Прошло без малого полвека, американцы до сих пор отказываются забирать свои серебряные медали и наследникам в завещаниях указывают: «Не смей!» Так вот, судьей-хронометристом, устроившим эту фантастическую путаницу, был представитель швейцарской компании «Лонжин» Йозеф Блаттер.
Эта фирма и поставляла на Олимпиаду часы собственного изготовления для хронометража. Вряд ли руководство компании было благодарно Блаттеру за антирекламу оглушительной силы. Мне же кажется, что после столь чудовищной ошибки швейцарцу следовало бы проститься со спортом.
Футболистки – такие милашки
Своей разговорчивостью и умением регулярно попадать в неловкое положение в ситуации, когда за язык никто не дергал, Блаттер удивительно напоминал одного известнейшего крупного руководителя российского спорта. Иногда Зепп становился прост и по-детски непосредствен. Однажды он призвал сделать форму для дам, играющих в футбол, более облегающей.
Предложение это кого-то удивило, кого-то оскорбило и даже шокировало.
Свою неожиданную идею, высказанную в швейцарской газете Sonntagsblick, Блаттер постарался аргументировать: «Смотрю я на футболисток – так много среди них милашек. Ну существуют же различия в правилах между мужским футболом и женским. Например, относительно мяча: у женщин он более легкий. Так почему же не ввести различия и в стиле одежды?»
Послушайте тогдашнего главу ФИФА, да он просто эстет: «Более возбуждающая форма будет способствовать экономическому процветанию женского футбола. Весь ''мужской'' бизнес – автомобили, оргтехника, пиво и так далее – сосредоточен на мужском футболе. А вот «женский» – производство модной одежды, косметика – пока еще в женский футбол не вошел. Мера, которую я предлагаю, призвана ускорить этот процесс».
Дальше, правда, эстетика у футбольного босса отступает, освобождая место прагматизму: «Нечего стесняться облегающих трусов. Посмотрите на волейболисток: они их уже опробовали. Они отошли от мужского стиля – и не жалуются. Облегающая форма – будущее женского футбола».
Эти заявления Блаттера вызвали в начале века столь мощный критический залп, что швейцарец впервые за карьеру чуть не лишился кресла. Впрочем, он долгое время казался непотопляемым.
Явка с повинной
Четырьмя годами спустя те же итальянцы в 1/8 финала никак не могли обыграть австралийцев и в итоге добились победы лишь с более чем сомнительного пенальти, назначенного к тому же перед самым финальным свистком.
Тут уж журналисты насели на Блаттера с одним вопросом: «Доколе?» Президент ФИФА на своем брифинге очаровательно улыбнулся и шокировал присутствовавших фразой: «Должна же была Фортуна вернуть итальянцам долг за все, что произошло с их командой в Корее». В зале воцарилось гробовое молчание. Собравшиеся прекрасно поняли, что под Фортуной следует понимать ФИФА. Явка с повинной? Остапа понесло? И тогда ждали отставки, но Блаттер в очередной раз уцелел.
Возлюби жену ближнего
Помните грандиозный скандал, возникший, когда нежные отношения Джона Терри и жены его бывшего одноклубника Уэйна Бриджа стали достоянием гласности? Вся футбольная общественность решительно осуждала капитана сборной Англии, он подвергся тяжелой обструкции. Интимная жизнь футболистов не входит в компетенцию ФИФА, но Блаттер не стал отмалчиваться и поделился собственным мнением, разительно отличающимся от остальных: «Если бы это произошло в какой-нибудь латиноамериканской стране, Джону бы только похлопали».
Скандал приобрел даже политическую окраску. Католическая Южная Америка и представители ее в ФИФА не хотели прощать швейцарцу подобной оценки семейных ценностей в их странах. Гневались и ревнители командного футбольного духа – европейцы. Блаттер все же вырулил тогда.
Раб Криштиану
В 2008-м Криштиану Роналду рвался из МЮ в приглашавший его «Реал». А вот англичане не хотели отпускать звезду, процесс затягивался. Тут на авансцену вышел словоохотливый Блаттер и заявил, что все это – проявление современного рабства, процветающего в футболе. Дело даже не в том, что португалец зарабатывал в Манчестере 120 тысяч фунтов в неделю – жирновато для раба.
Президент ФИФА подверг уничижительной критике контрактную систему, утвержденную им же возглавляемой организацией, даже не задумавшись о том, что он творит.