К октябрю уже стало понятно: сборная России на Евро, скорее всего, поедет. Но кое-чего не хватало – красивой домашней победы над соперником, имя которого дает хотя бы отдаленные раскаты. Черчесов еще перед тем самым матчем с Испанией предупреждал: «Лужники» – мой стадион. Эйфорию положено доставать из людей здесь. Вне зависимости от того, как сыграли Кипр и Казахстан.
То, что это получится, можно было предположить. К октябрю игроки сборной подошли даже в лучшем состоянии, чем к Шотландии в Глазго и к Казахстану. Во всяком случае, если судить по зенитовцам. Оздоев и Дзюба так сыграли с «Бенфикой», что сомнений не оставалось – расплескать не успеют. Вовремя пришел в порядок и Баринов – потеря Зобнина неприятна во все времена, но сейчас вопрос решался чуть ли не по щелчку пальцев. Первое, что приходило на ум, – «железнодорожник» сыграет с Оздоевым, а уж Ахметов, исходя из последних матчей ЦСКА, окажется на подхвате.
Решаешь вопрос с опорной зоной – решаешь весь матч. Шотландия очень старалась в этот раз не расползаться по полю в стремлении бежать, рвать и бить. Сохраняла компактность, как могла, хотя Стиву Кларку, видимо, уже ничего не остается, как ставить в стартовый состав почти не играющего в «Вест Хэме» Снодграсса, а на замену выпускать мало кому известного Шенкленда, забившего во второй шотландской лиге 13 мячей в 15 матчах за «Данди Юнайтед». Грустно наблюдать за тем, во что превратились «тартановые» в последнее время, но не жалко – мы не так давно ходили где-то рядом.
Hey, boys! Loch Lomond, pleeeeaase!!! #RUSSCO #Scotland pic.twitter.com/ObLvuKE5mB
– Ivan Zhidkov (@ivan_zhidkov) October 10, 2019
За нападение тоже было спокойно. То, как Дзюба забивал, отдавал и сминал, как стиральная машина коврик того же Снодграсса, возвращая команде мяч, было следствием его фантастической формы. Ионов то топтал фланги, где способен уже делать ускорения во время ускорений, то встраивался в роль Азмуна для Дзюбы. Головин уже намного увереннее чувствует себя в «Монако» и, возможно, прошел точку невозврата в заграничном футболе. Фернандеса также можно было считать одним из игроков атаки – в том, что при первой же возможности он сыграет с Шотландией, сомневаться не приходилось, сколько бы индивидуальных тренировок Марио ни провел.
Более структурную сборную России сейчас сложно вспомнить. Даже при Гусе Хиддинке она не была такой – главную роль там играли личности. При Черчесове эти личности только формируются, но скорость и качество роста приятно удивляют. Сборная играет в организованное давление, как практически ни один клуб премьер-лиги, а то, как она при потере мяча заставляла шотландцев сужаться, что означало для гостей неминуемые ошибки, мог бы оценить любой тренер с современным видением и напичканным приложениями смартфоном. Чего не хватало – причем весь отборочный турнир и даже в том самом четвертьфинале с Хорватией – так это более быстрого и смелого решения в последней фазе атаки. Первый тайм с Шотландией при таком количестве подходов уже мог принести то, что случилось во втором, если бы ответственные за голы не застывали в последний момент и не надумывали себе неправильные решения. Так было практически во всех играх – если усилить этот момент, на Евро можно неожиданно для многих пройти очень далеко. Карты в мировом футболе давно спутаны – слабостями других, временными или постоянными, необходимо питаться, пока в России есть команда, способная стать еще лучше.
Делать загадочные лица дальше не имеет смысла – невозможно себе представить, чтобы сборная не набрала в оставшихся играх даже одного очка. Это произойдет совершенно точно – при самых худших раскладах в последнем туре нас ждет Сан-Марино, проиграть которому сложно даже в состоянии алкогольного и наркотического опьянения одновременно. Но если кто предвкушает глобальную ротацию и торжественный смотр ближайшего будущего, то, уверен, этого не будет. Черчесов достаточно четко обозначил позицию по Дзюбе: «Я хочу видеть на поле капитана». Выделил Комличенко игровые минуты в качестве награды за терпение и адаптацию, дав понять остальным: встанете в очередь и будете доказывать право перескочить вперед. Если изменения и будут, то максимум – процентов на тридцать. Сборная ценит свой костяк, формировавшийся тяжело и долго.
А в результате мы уже и не помним, с чего все начиналось: 1:3 в Брюсселе и дисквалификация Головина. Спустя три дня в Нур-Султане сборная России выиграла едва ли не самый важный матч отборочного цикла…