Корреспондент «Спорта День за Днем» побывал на «Санкт-Петербург Арене» и рассказывает, какие выводы сделала последняя перед стартом Кубка конфедераций операционная комиссия ФИФА.
Первыми в мире
На территорию «Санкт-Петербург Арены» журналистов запускали пачками, по очереди — с паспортом, через КПП, по ранее составленным спискам. Строгость была предельной. От КПП до главных ступеней стадиона на Крестовском нужно было пройти еще метров триста, справа стояли новенькие турникеты, слева — симпатичные кассы, вокруг почти никаких лесов и прочих строительных конструкций. Арена давно уже построена, сейчас улаживают лишь некоторые шероховатости, как рассказал впоследствии вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.
Навстречу шла группа рабочих. Завидев журналистов, кто-то из них негромко отшутился: «Опять пришли вибрацию искать»!? А как же иначе? Работа над стадионом на Крестовском уже дошла до того, что все даже мелкие проблемы удается быстро решать. Так что неудивительно, что нас интересует проблема вибрации выкатного поля, которую обнаружила комиссия ФИФА еще в ноябре 2016 года. Дело в том, что стадионы с выкатным полем во всем мире можно по пальцам пересчитать.
Есть уникальный объект в Японии «Саппоро Доум» с двумя выкатными полями — искусственным для бейсбольных матчей и натуральным для футбольных. И это очень сложная и дорогая технология, к которой вообще никто пока не прибегает. На «Санкт-Петербург Арене» выкатываться будет только одно поле, однако работа этой системы — не менее сложная и запутанная штука. И если строители не предусмотрели возникновения вибрации поля, превышающей норму в семь раз, то лишь из-за того, что технология не до конца изучена. Фактически инженеры — проектировщики «СПб Арены» первыми в мире разработали стандарты вибрации и утвердили их нормативным актом.
— Основные мероприятия по устранению вибрации уже выполнены, — с ходу рассказал журналистам Игорь Албин. — Они касаются создания дополнительной прочности. Масса выкатного поля увеличилась за счет второстепенных балок весом до двухсот тонн. Под всей площадью поля есть девятимиллиметровая металлическая плита, и именно она давала волновую вибрацию, которая всех смутила. Мы эту плиту закрепили. Осталось сделать немного — установить в стационарном положении внутри чаши 720 домкратов. Мы это делаем со скоростью 120 штук в сутки. Так что к 3-4 марта все будет выполнено. Хотя вибрации, по сути, уже нет.
— С крышей тоже нет проблем?
— Зимой она в закрытом положении. Когда температура на улице будет постоянно плюс пять, крышу откроем и все работы доведем до конца.
Выкатываем-закатываем
Закрытая крыша, к слову, создала необходимый стадиону уют — внутри было тепло и красиво. Группа рабочих протирала кресла на одном из секторов, журналистам разрешили свободно гулять по арене.
Можно было даже спуститься к кромке поля, чтобы убедиться в очевидном — газон на «СПб Арене», мягко говоря, был в не очень презентабельном виде. Выкатное поле впервые было введено в чашу арены в конце октября 2016 года, а уже 1 ноября его выкатили обратно за пределы стадиона для консервации на зиму.
— Мы только 24 февраля закатили поле внутрь чаши. Для наших климатических условий характерен зимний период, когда флора и фауна засыпают. Газон тоже спал. Сейчас он пробуждается. Его состояние будем оценивать уже 21 апреля, когда стадион примет первый тестовый матч «Зенита» с «Уралом». Уверяю вас, к этому дню поле будет в идеальном состоянии, — пояснил вице-губернатор Санкт-Петербурга. — Знаете, еще полгода назад сдача объекта находилась на грани срыва. А сейчас уже идет адаптация арены к спортивным мероприятиям. Хочу сказать, что и доверие со стороны ФИФА стало гораздо больше — и к Петербургу, и к команде, которая готовит проведение ЧМ-2018. Хочется отметить, что губернатор Георгий Полтавченко постоянно контролирует процесс работы на стадионе, еженедельно организует специальные собрания.
Шаттлы в помощь
Вопрос логистики журналистов волновал не меньше вибрации: как добираться до стадиона, до которого пока приходится идти пешком двадцать минут через Приморский парк Победы? У Игоря Албина есть ответ.
— Ключевые коммуникационные объекты в рамках организации Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу 2018 года известны — это Пулковско-Дунайская развязка, выделенная полоса на аэропорт Пулково, Яхтенный мост, который мы введем в эксплуатацию 14 апреля текущего года, и станция метро «Новокрестовская», — рассказывает вице-губернатор. — Ведь мы же неслучайно проводили техническое тестирование поэтапно — сначала десять тысяч зрителей, затем тридцать пять, хотя, как показала билетно-пропускная система, 22 февраля на стадионе побывало 40 700 человек. Будут задействованы шаттлы, нет беспокойства, что зрители и болельщики испытают какой-то дискомфорт при проведении таких соревнований.
— После Кубка конфедераций стадион точно отойдет к «Зениту»?
— У нас такая судьба, другого варианта и быть не может. Конечно, стадион будет отдан «Зениту», который будет проводить здесь матчи. Тогда клуб сможет поменять и его название, которое на момент Кубка конфедераций уже утверждено — «Санкт-Петербург Арена». Тестовое название — «Зенит Арена», однако потом уже видно будет.
Интересно, сверху, со второго яруса, поле «СПб Арены» кажется каким-то уж слишком маленьким, словно по размерам явно уступает «Петровскому». Хотя заявленные 120х80 метров на стадионе на Крестовском говорят об обратном. Сейчас за одними воротами зияет пустота. Если кто-то на большой скорости пробежится по бровке, подаст в штрафную и не успеет остановиться, то уже не врежется в заградительные щиты, как на обычном стадионе, а улетит в яму и точно разобьется о бетон. Впрочем, этим фантазиям не дадут исполниться — через две-три недели, по словам Албина, за воротами по всему периметру появятся специальные ограды.