«Спорт День за Днем» продолжает цикл статей о городских спортивных площадках, доступных всем и каждому. Не многие попадут в составы «Зенита» или СКА, но всякий должен иметь возможность улучить время и заняться спортом для себя. На нашей карте будут простые турники и экзотические места, но всюду можно найти свою изюминку. Одним из многочисленных парадоксов времен СССР был мотоспорт. Малодоступный, он в то же время имел бешеную популярность, так что советские гонщики даже в диковинном мотоболе к 1970-м годам вырвались вперед планеты всей. Парень на мотоцикле еще в начале 1990-х считался крутым! По крайней мере за пределами пресловутых московских колец.
Однако со временем мотоциклы на российских просторах утратили романтический ореол, а вместе с прежней аурой рассеялся и массовый интерес к мотоспортивным дисциплинам. Они начисто пропали с телеэкранов... но не умерли! Хотя мотоспорт в России стал «вещью в себе» и «развлечением для своих», но друзей у него множество. Крупнейшие мотофорумы страны собирают тысячи фанатов и участников, а наши профи время от времени выстреливают, вопреки всему, на международных турнирах. Можно ли в Петербурге на мотоцикле мастер-класс посмотреть и себя на трассе показать? А как же!
Километр Дакара на севере
За последние годы в Петербурге стало модно устраивать мероприятия для разнообразного досуга на мотоциклах. То новую шоссейно-кольцевую трассу построят, то лучших на планете мастеров мототриала в СКК «Петербургский» подгонят. Всероссийские события мотоспортивного мира раскиданы по всей европейской части страны — от Буденновска до Коврова и Магнитогорска, но петербургские спортивные федерации мечтают сделать город на Неве главным центром паломничества отечественных гонщиков. Все-таки мотоспорт требует определенного уровня достатка, а у нас с ним получше, чем в иных провинциальных регионах.
Желательно также иметь базу для подготовки собственных питерских гонщиков. Одним из знаковых мест для них постепенно становится трасса «BRP Центр Север» на проспекте Культуры, 41, где обосновалась школа мотокросса «Росан-Лахта». Места живописные. Прямо на съезде с оживленной дороги — широкое (6 км в самом узком повороте) километровое кольцо песчаных холмов, волнообразных уступов и укатанных прямых. Если бы не советские многоэтажки на заднем плане, живо напоминало бы впечатления из детства, видеозаписи ралли «Париж — Дакар». Трасса достаточно сложна, но для начинающих подходит. Гоняться можно не только на мотоциклах, но и на резко ставших модными квадроциклах, а в зимнее время на снегоходах. Инструкторы школы из Академии Лесгафта обещают обучить каждого желающего экстремальному вождению, если нет желания посвятить себя именно спорту. Учитывая количество автокатастроф на квадроциклах и снегоходах в России, такие курсы жизненно необходимы. В буквальном смысле. Будущим спортсменам предлагают тренировки на трассе и, при необходимости, на пересеченной местности с выездами на сборы, а также просто экстремальные прогулки по красивым местам страны. В конце концов, открывать Россию на двух колесах вдвое веселее, чем на четырех. Больше впечатлений!
Как воспитать чемпиона
Как понять, что ваш ребенок не просто запоем смотрит японские мультики про мотогонщиков, а действительно желает оказаться на месте этих рисованных персонажей? Со стороны кажется, что карьеру будущего чемпиона автогонок волевым решением определяет отец. Пятилетнего кроху сажают в карт и отправляют наматывать круги по детскому спорткомплексу день за днем из года в год. Так начинали карьеры Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель и многие другие суперзвезды. Похожим образом рождались титаны мотогонок вроде Валентино Росси, которого в подростковом возрасте посадили на минибайк, а по достижении относительно сознательного возраста, в 16 лет, доверили ему настоящего гоночного зверя и выпустили на профи-трассу. Однако все великие гонщики, будучи детьми, первыми проявили интерес к машинам и скорости. Если бы они не хотели сидеть за рулем, из них бы никто не смог сделать мастеров автогонок. Поэтому любой родитель, желающий отправить ребенка в школу мотогонок, должен сперва убедиться, действительно ли чадо интересуется моторами и скоростью.
В противном случае лучше избрать менее опасное хобби. Вопреки всем современным мерам безопасности и строжайшему медицинскому контролю, аварии и смерти профессиональных мотогонщиков случаются в мире с пугающей регулярностью. Их не принято афишировать в прессе, но они есть, и никуда от них не уедешь. Мотоцикл гораздо сложнее обезопасить, нежели болид «Формулы-1». В случае с последним гонщику даже при страшной аварии не грозит падение, тогда как с двухколесного агрегата падают часто и тяжко.
Полностью распознав страсть ребенка к гонкам, нужно убедиться в том, что они ему по силам, и подобрать подходящего «коня». Длина рук и ног должна позволять ребенку комфортно обращаться с мотоциклом, легко дотягиваться до «газа» и уверенно шагать по земле, сидя в седле. Мотогонки требуют великолепной физической подготовки и такого уникального умения, как ощущение риска. Для победы на трассе необходимо рисковать, но только прирожденные спортсмены безошибочно выбирают момент для ускорения. Примерно тем же самым хороший водитель на обычной дороге отличается от плохого, но на городских улицах нам не нужно обгонять друг друга, а гонщики иначе не могут.
Отдавать ребенка в гоночную школу чем раньше, тем лучше. Будущий спортсмен должен учиться ездить в «полевых условиях». Когда за юным спортсменом неотрывно следят родители, когда едешь по знакомым окрестностям, чувство опасности сильно притупляется, а оно должно быть постоянно на взводе. Впрочем, родители часто сопровождают своих детей во время тренировок, чтобы давать им советы.
Самая страшна ошибка в таких случаях — подстегивать ребенка увеличить скорость и «показать класс» на пределе возможного. Этого поначалу делать нельзя. Правильная техника вождения мотоцикла осваивается на небольших скоростях в спокойном, аккуратном темпе. Не говоря уже о том, что для выступлений в мотокроссе или триале нужно уметь тормозить и выжидать момент. В повседневной жизни вполне достаточно лишних скоростей, чтобы переносить их в спорт!