Двадцать лет прошло с момента великого российского прорыва. Летом 1994 года россияне впервые завоевали самый престижный трофей Северной Америки, да, пожалуй, и всего хоккейного мира — Кубок Стэнли. Их, как и героев культового романа Дюма, было четверо — Сергей Зубов, Алексей Ковалев, Александр Карповцев и Сергей Немчинов. Материал «Спорта День за Днем» — о том, как эта великолепная русская четверка в составе «Рейнджеров» покоряла Нью-Йорк и Америку, ну и, конечно, о принципах той блестящей команды Майка Кинэна — одной из последних представительниц романтично-«мушкетерского» стиля.
Теорема Кинэна
История развивается по спирали. Примерно так же двигалась шайба до тех пор, пока ее в 1994 году самым удивительным образом не отправил в сетку ворот «дьявола» Мартина Бродера «рейнджер» Стефан Матто. Тот гол во втором овертайме седьмого матча серии с «Нью-Джерси», выведший ньюйоркцев в финал, до сих пор считается одним из величайших моментов в истории хоккея. Шайба не без помощи легендарного Вячеслава Фетисова по причудливой траектории дважды описала круг по зоне «Дэвилз», после чего черт знает как юркнула в угол ворот «Нью-Джерси». Чертовщина или Божье знамение?
Вот вам и еще один знак: спустя два десятилетия Майк Кинэн и «Рейнджеры», чьи пути разошлись сразу же после триумфа 1994-го, вновь оказались рядышком, пусть и на разных витках. «Парни с Бродвея» наконец-то опять добрались до финала Кубка Стэнли, а Железный Майк пробился в финал плей-офф по другую сторону океана — в КХЛ, с «Магниткой». Разница лишь в том, что Кинэн юбилей отметил чемпионством, а ньюйоркцы свой финал «Лос-Анджелесу» проиграли.
Нынче в составе «синерубашечников» нет ни диктатора Кинэна, ни русских. Без них победный «пазл» не сложился. У Майка же с россиянами вновь вышло здорово. А ведь перед началом кахаэловского сезона многие — в частности Барри Смит — были уверены, что канадский «Михалыч» в России долго не протянет. Дескать, не тот характер — не сработается с нашими. А вот оно как, вышло-то — доказал Михалыч свою «русскую теорему».
Кстати, двадцать лет назад в Америке говорили примерно то же самое. Не секрет, что североамериканские тренеры старой закваски и крутого нрава — вроде Кинэна — российских хоккеистов недолюбливают. До сих пор считают их плохими кубковыми бойцами, а в те годы и подавно были в этом уверены. К слову, даже Кинэн, сумевший постичь загадочную русскую душу, по ходу финала Кубка Стэнли — 1994 устроил россиянам взбучку. «Вы, русские, знаете только Олимпиаду да чемпионат мира, а Кубок Стэнли вам до лампочки!» — негодовал Майк. Потом, правда, Кинэн признался, что, произнося сей спич, ставил одну цель — взбодрить игроков. На самом же деле тренер отметил: российский квартет выучился понимать ценность трофея Стэнли. Просто у Ковалева и компании были хорошие учителя — тот же Кинэн да Марк Мессье. Марка и поныне считают в НХЛ самым великим капитаном. «И Майк, и Марк могли толкнуть в раздевалке такую речь, что ноги потом сами несли на площадку, а усталости — как не бывало!» — вспоминал Зубов.
Шоу гладиаторов
Были у россиян и другие примеры для подражания. С хоккейным-то интеллектом у нашего квартета проблем не возникало: держали марку советской школы. А вот бойцовским качествам, умению сыграть жестко, через боль у канадцев стоило поучиться. Воины в «Рейнджерс» собрались знатные. Адама Грэйвза можно сравнить с Борисом Михайловым: оба бесстрашно боролись на пятачке, где им доставалось прилично. Но в НХЛ бьют сильнее, поэтому Грэйвз — не очень габаритный, но взрывной, настырный, задиристый — выглядел этаким гладиатором. В сезоне-1993/94 Грэйвз, постоянно игравший в связке с Мессье — и в равных составах, и в большинстве, и в меньшинстве, — наколотил 62 шайбы! Никогда — ни до этого чемпионата, ни после — Адам даже близко не подходил к такому показателю, считаясь силовым форвардом. А тут все сложилось очень удачно. Голевые передачи, набросы на «пятак» от таких мастеров, как Мессье, Ковалев, Зубов и Лич, были так хороши, что Грэйвзи достаточно было зачастую просто подставить клюшку, чтобы переправить шайбу в пустой угол ворот.
А каков был центрфорвард Крейг Мактавиш! Последний хоккеист, выступавший в НХЛ без шлема. «Вы представляете, как достается человеку, который выходит на вбрасывание без шлема? Мактавиш всегда шел на вбрасывание, — рассказывал Немчинов. — И получал по голове клюшкой, шлемом, чем угодно. Он был в самом пекле, всегда».
Кстати, на последних секундах «золотого» седьмого матча с «Ванкувером» именно Мактавиш выиграл ключевое вбрасывание в собственной зоне. А со стороны противника Павел Буре уже был готов нанести бросок — в том случае, если бы Мактавиш отдал шайбу. Но Крейг не отдал — буквально выгрыз ее! И сейчас немного жаль, что он, претендовавший в свое время на должность главного тренера СКА, не возглавил армейцев. При нем-то на нехватку бойцовских качеств у питерских «рейнджеров» болельщики точно бы не жаловались.
Еще пара колоритных фигур в чемпионском составе «бродвейцев» — защитник Джефф Букибум, прозванный телохранителем Мессье, а также нападающий Джой Кошур — один из лучших тафгаев в истории НХЛ, до костей разбивший свои кулаки о головы оппонентов. Такие же «аксакалы», как Эса Тикканен и Гленн Андерсон, — просто символы опыта, неотъемлемого компонента для достижения успеха в плей-офф.
Слово и дело капитана
В тот момент у Вячеслава Фетисова и Павла Буре подобного опыта не было, а грамотных учителей у наших звезд не нашлось. Потому-то их «Нью-Джерси» с «Ванкувером» и не смогли выжать стопроцентную пользу от россиян в плей-офф. А «Рейнджеры», располагая, быть может, менее классными игроками из России, получили от них максимальный эффект. Благодаря настоящему тренеру, капитану, бойцам и опытным игрокам — Команде, сплоченной в единый кулак.
Когда коллектив дружен, когда в нем один за всех и все за одного, смотреть за его игрой одно удовольствие. Тем более что и стиль у «Рейнджерс»-1994 был очень привлекательным. Дружина Кинэна играла в атакующий и сверхагрессивный хоккей — прессинговала в средней и чужой зонах, активно используя форчекинг. А при наличии таких блестящих дирижеров, как Брайан Лич и Сергей Зубов, ньюйоркцам частенько удавались просто сказочные комбинации. Иметь хотя бы одного такого разыгрывающего защитника для любого клуба — мечта, а уж если их двое… В равных составах Брайан и Сергей «зажигали» в разных парах, когда же два этих гения выходили вместе в большинстве — легендарный «Мэдисон» замирал. Их трюки нужно было видеть!
Ну а что творил в «рамке» Майк Рихтер! Да-да, без большого вратаря выиграть Кубок — задачка та еще. Рихтер же не только совершал чудеса, а еще и славился безупречностью в самые важные минуты. Ценнейшее качество для голкипера — психологическая устойчивость и чувство момента, в который нужно сохранять предельную концентрацию. Иногда ситуация вроде бы не предвещает ничего опасного — как в эпизоде с вышеупомянутым голом Матто в ворота на долю секунды зазевавшегося Бродера. Но, не будь того момента или не выручи Рихтер ранее в овертайме, — и не вспоминали бы мы, возможно, сейчас о том величии «Рейнджеров».
Да, полуфинал с «Нью-Джерси» получился даже напряженнее финала с «Ванкувером», хотя в обоих случаях соперники отработали по полной семиматчевой программе. Кстати, по ходу серии с «Дьяволами» ньюйоркцы «горели» 2–3. Однако вожак «Рейнджеров» Марк Мессье перед шестым матчем пообещал победу. Так и вышло: «синерубашечники» выиграли 4:2, а сам Марк оформил хет-трик. Вот это лидер, настоящий мужик: сказал — сделал!
Ученик и учитель
Символично, что решающую шайбу в седьмой встрече финала с «Кэнакс» забросил также Мессье. Сейчас таких, как он, капитанов уже не делают. Да и Кинэн теперь не тот — стал мягче. Когда-то он в воспитательных целях заставил Ковалева, порой переигрывавшего смены, не уходить со льда двенадцать минут. А осенью 1993-го — в начале сезона — Железный Майк на некоторое время отправил в фарм-клуб Зубова, не выполнявшего тренерскую установку. Из фарма Сергей вернулся совсем другим. Достаточно сказать, что Зубов, будучи защитником, стал лучшим бомбардиром клуба в «регулярке», наколотив 89 (12+77) очков в 78 матчах. Стоит, кстати, отметить, что трое из четверки россиян были тогда самыми молодыми игроками в «Рейнджерс»: Зубову и Карповцеву исполнилось по 23 года, а Ковалеву (первому россиянину в истории, выбранному в первом раунде драфта НХЛ) — 20. И лишь 29-летний Немчинов — единственный из них, нормально говоривший по-английски, выглядел в этой компании дядькой.
В завершение — еще один штрих. Кинэн, приводивший «Кленовые листья» к победам в Кубке Канады 1987 и 1991 годов, неоднократно подчеркивал, что сам многому научился у советского хоккея. «В результате того, что мы с 1972 по 1987 год играли против сборной СССР, произошло настоящее пробуждение канадского хоккея, — говорил Железный Майк. — До этого мы ведь даже представить себе не могли, что русские могут быть настолько хороши. И именно после этих встреч мы открыли себя для новых идей и стали учиться у русских тому, как нужно строить игру».
Что ж, вот вам еще одно колесо истории: Кинэн, учившийся у русских, затем сам научил русских побеждать и сражаться по-канадски. Мессье тоже признавался, что почерпнул из встреч со сборной СССР много полезного. Вот и не поймешь, чего больше в успехе «Рейнджеров» 1994 года — североамериканского или советского. Это как со знаменитым аттракционом: в России его называют американскими горками, в Америке — русскими. Кубок Стэнли и впрямь порой похож на американские горки. Двадцать лет назад четверка русских хоккеистов с помощью Кинэна научилась на них кататься, взлетев на самый верх.