Довольно жесткое поражение Роя Джонса от Дениса Лебедева в недавнем бою если и огорчило многочисленную армию его поклонников, то громкой сенсацией при этом не стало. Крушение заокеанского кумира можно объяснить и блестящей формой Лебедева, и полной растренирован-ностью самого Джонса.
Да и солидный возраст американца не стал союзником экс чемпиона мира в четырех весовых категориях. А может, просто московский ринг по каким-то необъяснимым мистическим законам оказался роковым местом для Роя? Как раз сегодня появился отличный информационный повод, чтобы вспомнить, как четверть века назад талантливый советский полусредневес Игорь Ружников в полуфинале Игр доброй воли вчистую перебоксировал будущего финалиста сеульской Олимпиады.
Ружник любил работать вторым номером
По идее, в день сражения Джонс — Лебедев среди почетных гостей у ринга должен был находиться и Ружников. Однако Игорь Иванович по уважительной причине в Москву не поехал. «Прогул» объяснялся тем, что в эти же сроки в Павлодаре проходил Международный турнир на призы легендарного боксера, финалиста московской Олимпиады Серика Конакбаева. Естественно, что Ружников не мог отказать своему старшему товарищу по сборной Казахстана, предпочтя «Битве империй» Кубок Конакбаева.
Нелишне вспомнить, что сам Ружников, теперь ставший петербуржцем, родился 19 января 1965 года в Темиртау. А первый серьезный успех пришел к Игорю в 17 лет, когда в Кишиневе на чемпионате СССР среди юношей он победил в категории до 54 кг. Тут бы и написать, что талантливый парень громил всех подряд, но это было далеко не так. На юниорском уровне Ружник, к сожалению, больше не выиграл ничего, а серьезные победы пришли к нему уже среди взрослых.
На Кубке СССР 1985 года, который проходил в Иваново, будущий победитель Джонса сразу завоевал «взрослое» золото — к слову, единственное для всей сборной Казахстана.
— Моя «коронка» заключалась в том, что я любил работать вторым номером, — рассказывает Игорь Иванович. — Я предпочитал боксировать на контратаках. Это меня хлебом не корми! Ох, как мне нравилось проваливать соперника, завести, позлить его. А уж как только он заводился, напролом лез на меня, я сразу понимал: мой клиент. Конечно, с технарями вроде Василия Шишова или кубинца Канделарио Дюверхеля эта тактика не всегда срабатывала, но зато и поединки получались на загляденье. Даже судьи не всегда понимали, кто победил.
Молодой, да ранний
Первым крупным турниром в составе сборной СССР для Ружникова как раз и стали Игры доброй воли 1986 года.
— Я почему-то был уверен, что в финале сойдусь со своим извечным соперником и земляком Эриком Хакимовым, но нет, — совершает экскурс в историю бокса Ружников, — в первом бою я победил немца, а вот в полуфинале меня как раз и ждал Рой Джонс. Признаться честно, уже тогда было видно, что это яркий талант, но, конечно, звездой он еще не был. Прозвучал гонг, и мы без разведки полезли в довольно жесткий размен. Но потом я просчитал Джонса и стал ловить его на ошибках. Перехитрил, короче. Вот и все. Что тут долго рассказывать — рефери поднял мою руку. А в финале я победил венесуэльца Педросу и стал чемпионом Игр.
Доводилось слышать от болельщиков со стажем: тогда многие эксперты предрекали, что интереснейшее противостояние Джонса и Ружникова может продолжиться и на Олимпиаде 1988 года. Однако в Сеул уроженец Темиртау даже не попал...
Как известно, майку сборной СССР тогда надел белорус Вячеслав Яновский. На такой поворот событий Ружников не обижается, тем более что на сеульском ринге в весовой категории до 63,5 кг Яновский стал олимпийским чемпионом — единственным в нашей сборной.
«Большой шлем» для наследника Яновского
Не будет преувеличением сказать, что трон Яновского после сеульской Олимпиады уверенно занял Ружников. В 1989 году, как бы это сказали в теннисе, он взял «Большой шлем» — стал чемпионом СССР, Европы и мира.
— У меня в тот сезон получалось буквально все, — улыбается заслуженный мастер спорта СССР, — в январе я занимаю первое место на чемпионате Советскго Союза во Фрунзе. Затем в июне побеждаю в Греции на чемпионате Старого Света, а в ноябре в добываю золото мирового первенства. Это было в Москве. Так что, оглядываясь на свою карьеру, могу, конечно, отметить выигрыш у Роя, но скажу, что соперники на то время у меня попадались посильнее. Да и победы случались гораздо более громкие.
А буквально перед самым отлетом в Казахстан Игорь Иванович из своего домашнего архива передал в редакцию «Спорта» для публикации этот уникальный снимок четвертьвековой давности. Такая вот вышла «История с фотографией».