– В условиях, когда российские и белорусские фигуристы могут быть надолго отстранены от международных соревнований, стоит ли ожидать массовых переходов под знамена других команд?
– Все переходы четко регламентированы. Нужно какое-то время просидеть на карантине, а за это время многое в мире может измениться. И не только в мире фигурного катания. А переходы случались всегда. Совсем недавно Анастасия Губанова стала выступать за Грузию, а Мария Талалайкина собирается защищать цвета Италии. Это жизнь. Каждый выбирает свой путь. Убежден, что в России фигурное катание будет развиваться независимо от санкций. Не хуже, чем в других странах, – заявил Давыдов в интервью Р-Спорту.
В начале марта стало известно, что Международный союз конькобежцев (ISU), несмотря на наличие сильного российского лобби в руководстве, отстранил российских атлетов, в том числе фигуристов, от всех международных стартов на неопределенный срок.
Как заявили в ISU, это сделано из солидарности с народом Украины. Уточнений, когда и как ситуация может быть изменена, не последовало.
Российские фигуристы уже пропустили мартовский чемпионат мира-2022. При этом, что любопытно, туда допустили фигуристов, тренирующихся в России. Например, москвич Морис Квителашвили (на фото в показательном образе), воспитанник московской школы Этери Тутберидзе сенсационно занял 4-е место среди мужчин.
Это абсолютно лучший результат Квителашвили за пределами Европы. Ранее на чемпионатах мира он не входил даже в Топ-10. Впору поверить, что Морису помогли российские болельщики, переживавшие за него, как за своего.
Также никто не воспрепятствовал участию на ЧМ-2022 многочисленных российских парников и танцоров, сменивших спортивное гражданство только ради участия на крупнейших турнирах.
Так, в танцах на льду 15-е место заняла «грузинская» пара Мария Казакова/Георгий Ревия. Мария – москвичка, Георгий из Одинцово. Воспитывались, естественно, в столичных школах. Подобных примеров можно привести около десятка.
В связи с этим российские болельщики переживают, что звездные фигуристы массово бросятся менять гражданство и выступать за другие страны. Помимо турниров, это вернет им доступ к европейским спонсорам, которым сейчас затруднительно работать с представителями сборной России.
Однако забавно... Пока что все происходит с точностью до наоборот!
До конца 2021 года поток российских фигуристов-«эмигрантов» ширился и бурлил. Десятки отличных ледовых танцоров приняли чужие спортивные подданства, так как не проходили в сборные России своих разрядов.
По большей части, все это были фиктивные процедуры. Многие натурализованные фигуристы вообще не меняли дислокацию, продолжая тренировки в Москве. Только в новом подданстве. Именно так, например, всю жизнь живет Морис Квителашвили, лично не имеющий к Грузии почти никакого отношения.
Очень активно занималась натурализацией ледовая держава... Азербайджан. Эта страна просто обожает принимать чужих спортсменов, давать им хорошие условия и раскручивать на них свой международный имидж. Почему бы и не фигуристов?
Так стал азербайджанцем уроженец Ухты (!) Владимир Литвинцев, причем умудрился добыть для нефтяной страны олимпийскую лицензию и выступить в Пекине-2022. Да еще и занял вполне пристойное 18-е место. Настоящий триумф бакинской ледовой школы...
Энергичнее Азербайджана работала только Грузия, но там, по крайней мере, объективно всегда были фигурные традиции. Сам прославленный Рафаэль Арутюнян начинал в Тбилиси.
А сейчас этот поток, напротив, прекратился! Все ждут развития ситуации. Никто не спешит менять гражданство.
Во-первых, стоит ли? Отсидишь карантин, потеряешь время, а что в итоге? Кто знает, как сложится политическая ситуация через год.
Во-вторых, трюк со сменой гражданства и продолжением тренировок в Москве или Петербурге по нынешним временам представляется маловероятным.
В-третьих, большой вопрос, как в дальнейшем будут относиться к российским спортсменам. сменившим флаг. И в родной стране, и за ее пределами.
Так что пока ситуация парадоксальна: санкции лишь прекратили отток фигуристов в другие сборные. Впрочем, никто от этого не выиграл. Спорт проиграл в очередной раз.