Зачем китайцам взрывать мировой трансферный рынок? Почему при таких вложениях чемпионат мира 2002 года остается единственным с участием их сборной? Когда настанет время китайской экспансии в европейском футболе? Об этом рассказывает Владимир Абрамов, ставший первым отечественным футбольным агентом и долго сотрудничавший с клубами из Поднебесной, где работали российские тренеры — его клиенты.
Звезды и только звезды
— Стратегия развития китайского футбола нисколько не изменилась с начала «нулевых», когда я активно сотрудничал с китайскими клубами, которые приглашали наших тренеров. В этой стране очень сильно развит национализм. Люди хотят видеть на поле своих и не пойдут на стадионы, если там будет много иностранцев. Поэтому в местной лиге строгий лимит — всего три легионера. И только звезды с громкими именами — те, кто много лет играет на высоком уровне, кого знают во всем мире, о ком каждый день говорят. В этом случае болельщикам можно объяснить появление иностранцев. Мне часто звонят российские агенты и менеджеры с просьбой помочь устроить игроков в китайские клубы. Я всегда отвечаю: «Ребята, не смешите». Наш футбольный рынок им неинтересен. Допускаю, что они даже главного тренера сборной России не знают. Но предстоящий чемпионат Европы — хорошая возможность привлечь их внимание. Дойдет под руководством Леонида Слуцкого сборная до полуфинала — китайцы вполне могут заинтересоваться и Слуцким, и футболистами.
В Поднебесной востребованы только специалисты с успешным международным опытом. Когда я в 2001 году устраивал в «Шаньдунь Лунэн» Бориса Игнатьева, его там знали не только по работе в сборной России, но и по победам с молодежной и юношескими сборными СССР. Валерий Непомнящий перед приходом в 2000 году в «Шэньян Хайши» больше пяти лет работал в Турции и Японии, успел потренировать юношескую сборную Китая, а до этого отлично работал со сборной Камеруна.
Пролет мимо ЧМ — не показатель
— Притом, что платить иностранцам в Китае готовы 20-30 миллионов в год, сами они на звездных именах не зарабатывают. Даже сомневаюсь, что отбивают малую часть этих вложений. Что для них не проблема. Экономика страны на очень высоком уровне и стабильно развивается, клубы финансируются исключительно частными лицами — владельцами крупных компаний. Например, в «Шаньдуне», где работал Борис Игнатьев, хозяином был владелец компании Setko, производящей электронику. Финансовые возможности китайского футбола безграничны. Если от руководства страны будет получено добро на массовое приглашение иностранцев, то все сливки мирового футбола окажутся в китайской лиге. Лучшим бразильским и европейским мастерам там заплатят такие деньги, что в Европе не осилят даже их трети.
Но неправильно считать, что все деньги в китайском футболе идут на профессиональные команды и зарубежных звезд. В стране футбольный бум. Школ, полей и занимающихся футболом там в десятки раз больше, чем в России. Китайцы очень серьезно занимаются футбольными школами и академиями, в них работает много иностранных тренеров и руководителей, которым платят большие деньги.
Почему же тогда нет заметных результатов на международной арене? Скромные достижения сборной Китая не стоит переоценивать. В Азии очень специфична система отбора на чемпионат мира. В финальной подгруппе из пяти команд напрямую выходят только две. В числе этих пяти — Австралия, Южная Корея, Япония, Иран — очень крепкие команды. Уровень же китайской сборной не слабее нашей. Это при расширении участников чемпионата Европы до 24 команд мы попали туда напрямую. При прежней системе в лучшем случае получили бы путевку во Францию через стыковые матчи. И даже пролет мимо турнира не стал бы сенсацией.
Португалия, «Зенит», Сарсания
— Отсутствие китайских футболистов в европейских клубах — тоже не показатель их уровня. Надо учитывать, что это социалистическая страна, где очень строгие и специфические законы, похожие на те, что были у нас в СССР. Чтобы спортсмен мог уехать выступать за рубеж, надо пройти очень много бюрократических процедур и согласований, в том числе на уровне руководства страны. Иначе китайские игроки давно выступали бы массово в европейских клубах. Когда Непомнящий вернулся работать в Россию, очень хотел пригласить в свою команду китайцев. Их, как и японцев с корейцами, отличают редкие работоспособность и дисциплина. Во многом именно по этой причине в «Зените» десять лет назад появились корейские футболисты. Руководители клуба хотели, чтобы они стали для россиян примером отдачи на поле.
Малое представительство китайских инвесторов в европейском футболе — следствие их стратегии. Они не идут путем арабов, которые сразу скупают клубы. Китайцы заходят в европейский футбол постепенно и через другие сферы. Берутся финансировать обустройство городов, отдельных сфер бизнеса и лишь потом переходят к футболу. Сейчас китайцы стали спонсорами второго португальского дивизиона. Знаю, что готовы инвестировать средства в Литовскую экономику — хотят стать совладельцами порта в Клайпеде. И по моим данным, уже ведут на эту же тему переговоры с «Атлантасом», где работает Константин Сарсания. Что cулят футболу китайские деньги? Во-первых, у клубов, которые будут финансироваться китайскими спонсорами, значительно расширятся возможности, появится надежная перспектива. И, конечно, на континенте будет постепенно возрастать представительство китайских игроков. Что придаст европейскому футболу особенную изюминку.
Стремление к шику
— Для России будет выгодно, если сборная Китая отберется к нам на чемпионат мира. В первую очередь по экономическим причинам. Из Поднебесной приедет огромная армия болельщиков. И жить они будут не на улицах, как, например, англичане, не в хостелах, а заполонят престижные пятизвездочные отели. Это, кстати, тоже отличительная черта азиатов — стремление к шику и максимальному комфорту. У европейцев подход к этому прагматичный. Если сравнить типичный пятизвездочный номер в европейском отеле, то по сравнению с ним китайский номер такого же класса — изысканные хоромы.
И, конечно, футбольная выгода. Китайские менеджеры и селекционеры регулярно посещают все значимые турниры. При условии попадания на чемпионат мира их сборной здесь их представительство окажется тотальным. Это отличная возможность сделать перед ними активную рекламу нашего футбола. Сейчас же отношение к нему богатых инвесторов наглядно иллюстрирует пример Александра Кокорина. Игрока, которого называют самым талантливым в своем поколении, главной надеждой сборной и будущей суперзвездой, продают в «Зенит» за два миллиона евро. Настоящих, а не вымышленных звезд, за такие деньги не продают ни при каких обстоятельствах.