Сообщения об «отстреле» российских спортсменов всемогущим WADA в последние двое суток напоминают сводки с прифронтовой полосы. Теннисистка Мария Шарапова, фигуристка Екатерина Боброва, конькобежный гений Павел Кулижников, шорт-трекист Семен Елистратов, волейболист Александр Маркин (все употребляли милдронат, до Нового года разрешенный) и окончательный приговор штангисту Алексею Ловчеву до кучи.
Аристократы и «благородный»
Пишу я грустные эти строки 8 марта, поэтому позвольте мне пока сконцентрироваться на двух наших обворожительных блондинках. Тут что любопытно? История Большого тенниса насчитывает 74 разоблачения. Но... не зря же этот вид спорта именуют аристократическим, преимущественно мастера ракетки попадались на употреблении наркотиков. Великий швед Матс Виландер еще в 1995-м попался в Париже на «благородном», как издревле любители именуют кокаин. Ларс Скарке, менеджер Бьорна Борга, в своих мемуарах утверждает, что есть только один теннисист, ни разу не затянувшийся марихуаной, — чех Иван Лендл, за что его прозвали девственником. Он настолько опасался за свое здоровье, что даже биг-маков избегал. Но наркотики все же иная тема, их надо выжигать каленым железом, тут и спору нет.
ATP и WTA предпочитают сами бороться за чистоту теннисного закрытого мирка, не допуская в него WADA, здраво понимая, что череда разоблачений убивает интерес к соревнованиям и больно бьет по бизнесу. Так что реальных скандалов с известными теннисистами мало. Год дисквалификации за анаболики получил именитый чех Петр Корда. Два за тот же нандролон схлопотало юное болгарское дарование Сесиль Каратанчева. Серб Виктор Троицки от прохождения теста отказался и 18 месяцев не выходил на корт. А вот когда в 2011-м допинг-офицер постучался в особняк Серены Уильямс, та приняла его (или сделала вид)... за грабителя. Ну и встретила как положено, после чего вопрос о взятии допинг-пробы отпал сам собой и больше не возникал. Вот и все по большому счету. А в фигурном катании вообще раз-два и обчелся.
Петербурженка Елена Бережная в 2000-м была уличена в приеме псевдоэфедрина. Сообщила, что лекарство от простуды покупала за границей, не разобралась. Итальянка Каролин Костнер и вовсе ничего не употребляла, но помогала прятать допинг легкоатлету Алексу Швацеру, своему возлюбленному. Благородный рыцарь, мастер спортивной ходьбы, попавшись, заложил даму, рассказав, что хранил эритропоэтин в ее холодильнике. Каролина схлопотала шестнадцать месяцев за любовь.
И вот на тебе — теннисистка Шарапова, фигуристка Боброва! Обе красавицы держались достойно! Маша взяла все на себя, ее брифинг — блистательная работа команды теннисистки. Удивительно лишь, как в нее затесался столь непрофессиональный врач-разгильдяй, который не предупредил, не проверил. И Катя берет вину на себя, сама себя, как та унтер-офицерская вдова, высекла.
Поскольку теннис и фигурное катание — два чистых в целом вида спорта, складывается впечатление, что с этими федерациями достигнута какая-то негласная договоренность. Касаемо, естественно, россиян.
Дело властей
Тут самое время отметить, что я абсолютно убежден: проблема допинга в отечественном спорте реально существует, не надуманна, никто нашим атлетам тайком ничего не подмешивает. Похоже, ситуация у нас значительно серьезнее, чем в большинстве других стран. У нас, как обычно, много лет экономили на аппаратуре для антидопинговых лабораторий. У нас хромает подготовка спортивных врачей. Их нацеливают и готовят для срочной диагностики и лечения травм, не более того, даже реабилитация — за границей.
Наши спортивные врачи часто становятся заложниками тренерской воли, экономика правит бал, и не всегда этот бал красив. Сравните заработки докторов, работающих в поликлиниках, на скорой, в больницах, с доходами их спортивных коллег, которые к тому же по полгода живут за границей в шикарных отелях. И прикиньте, легко ли врачу решиться перечить зацикленному на результате тренеру? Одно слово наставника — и доктор потеряет место, много у нас людей в белых халатах, а гений подготовки ходоков один. Все это никого не оправдывает. Мы, объективно, могли оказаться в отстающих.
Но такое сегодня впечатление, что в мире спорта с допингом покончено, вот только Россия одна его и применяет! Вы не вспомните последнее разоблачение атлета из другой страны? Когда оно произошло? Я затрудняюсь. За двое суток пятеро россиян оказались виновными. Виталий Мутко предвидит новые разоблачения, да тут и на кофейной гуще гадать не приходится, процесс пошел. И почему-то в одни ворота. WADA не может толком объяснить, почему милдронат долгие годы можно было пачками употреблять (как наши старички по сей день и поступают по указаниям участковых врачей) и вдруг препарат угодил в стимуляторы. Потому что изобретен в СССР и Россия (не только спортивная) массово его применяет?
В полное очищение мира спорта не верю, да это и невозможно. Ловят только россиян. В ту, советских времен холодную войну спорт был важнейшим пропагандистским атрибутом с обеих сторон, потому-то, кстати, и допинг появился. Убежден, тяжелейшая нынешняя проблема, чреватая сломанными судьбами спортсменов и серьезнейшими осложнениями для нашей страны, имеет лишь одно решение — политическое. Дело властей. Не врачей.