Полноценные тройки Корешковых и Скугаревых – явление уникальное. А вот братских связок даже в последние годы в российском хоккее было немало. «Спорт день за днем» вспомнил самые интересные из них.
Пересечения путей
Столь равным распределением сил в сочетании, как было у Евгения и Александра Корешковых, похвастаться могут немногие. Разве что близнецы Севостьяновы, которые за 1059 матчей на высшем уровне набрали на двоих 259 (116+143) очков, хоть и большая их часть – 156 (67+89) – пришлась на Сергея. Он ныне выступает в ВХЛ за «Рубин». Вместе, кстати, с братьями Ячменевыми – Денисом и Виталием, который когда-то начинал свою карьеру в НХЛ в «королевском» звене с Уэйном Гретцки и Дмитрием Христичем. Денис аналогичными высотами похвастаться не может.
Именно у Севостьяновых второй после Корешковых результат по количеству матчей, проведенных за один клуб – 404 против 466. Большую и лучшую часть карьеры Сергей и Михаил провели в «Ладе». Вместе они пробовались и в «Магнитке». Но не приглянувшийся руководству уральцев Михаил почти сразу был отправлен в Новокузнецк. Через год братья воссоединились в «Амуре».
Магнитогорцы, между прочим, после расставания с Корешковыми не раз пробовали найти аналогичный Евгению и Александру дуэт. В 2002‑м в команду пришли братья Макаровы. Но выдающейся статистикой Дмитрий и Константин не выделялись. Через три года оба оказались в «Салавате». А Равиль Гусманов, к 2000 году ставший настоящим символом уральской команды, не исключено, обратил внимание боссов команды на своего младшего брата Дениса. Родственного дуэта, правда, не вышло. После четырех игр за основной состав Денис был отправлен в фарм-клуб.
Андрей Субботин, сыгравший в нынешнем сезоне свой тысячный матч в отечественных чемпионатах, большую часть карьеры провел в «Авангарде». Надо же такому случиться, что, когда по ходу чемпионата‑2003/04 Омск обратил внимание на его брата Дмитрия, сам Андрей оказался в «Сибири». И все же братьям Субботиным довелось сыграть за одну команду – за все тот же Омск в сезоне‑2004/05. Текущий чемпионат Дмитрий завершал в балашихинском «Динамо», а Андрей в свои 39 лет стал лучшим бомбардиром «Автомобилиста».
В Ярославле ненадолго пересеклись Буцаевы. Юрий вернулся из системы «Атланты», но звездой в Суперлиге не стал. Показать высокую результативность ему не помогло даже соседство в звене с братом, одним из лучших бомбардиров «Локомотива» в сезоне‑2002/03. Сейчас Юрий выступает за ЦСКА, где его тренером является как раз брат Вячеслав.
Родственные противоположности
Алексея Морозова в России знают все, кто хоть немного интересуется хоккеем. Капитан сборной, знаменосец российской команды на открытии Игр в Ванкувере. Куда хуже помнят его брата Валентина. Перед стартом их первого сезона в «Крыльях Советов» братья поспорили, кто по итогам чемпионата наберет больше очков. Нынешнему капитану «Ак Барса» для достижения «сезонного» результата Морозова-старшего хватило нескольких матчей. Тем не менее Валентин, так же как и Алексей (и даже на год раньше), был выбран на драфте НХЛ «Питтсбургом».
Поначалу, кстати, Валентина считали даже более одаренным, ведь в 20‑летнем возрасте он набрал за ЦСКА 41 (30+11) очко в 51 матче. Но в НХЛ Валентину сыграть не довелось. После двух сезонов в АХЛ он вернулся в Россию, где, впрочем, также не сыскал лавров. Однако впервые с момента «крылатой» молодости смог объединиться в звене с братом – в сборной России на Кубке «Спартака». А завершил карьеру Валентин, не доиграв и до 30 лет, в родных «Крылышках».
Похожая история вышла и с уроженцами подмосковного Жуковского Артемом и Максимом Рыбиными. Предсезонный Кубок «Спартака» – 2002 впервые объединил их в одном звене спустя несколько лет скитаний по низшим североамериканским лигам. Первым, в 1997‑м, уехал Артем, который старше Максима на два года. Но, помотавшись по Америке пять лет, он принял приглашение… питерского СКА, в котором сейчас выступает младший брат.
В нынешнем сезоне в «Спартаке», где раскрылся Максим Рыбин, были другие братские лица – Михаил и Александр Юньковы. За карьеру на двоих они поменяли почти десяток клубов, но играли вместе только в «Спартаке». Выступавший же за «красно-белых» год назад «тракторист» Александр Бутурлин вместе с братом Михаилом провел полтора сезона в «Ладе» – с 2005‑го по 2006‑й. Нередко Бутурлины выходили в одном звене. Сейчас Александр – добротный середнячок КХЛ, а его 33‑летний брат, завершив карьеру игрока в минской «Юности», пошел по стопам отца – стал судьей.
На чужбине
Братья Федоровы (вместе с отцом Виктором Александровичем) мечту сыграть в одном звене лелеяли еще со времен, когда оба выступали в НХЛ. Ходили слухи, что после ухода Федорова-среднего из «Коламбуса» он может подписать соглашение с «Нью-Джерси», где последнюю (как оказалось позже) попытку закрепиться за океаном предпринимал Федор.
В итоге мечту Федоровых осуществил… все тот же Магнитогорск. Оба, правда, успели предварительно сыграть в одном сочетании в локаутный сезон‑2004/05, когда по Европе колесила команда «безработных» хоккеистов. По протекции старшего брата на правом краю звена Сергея Федорова в сборной звезд НХЛ появился Федор.
Уральская идиллия Федоровых, которых, впрочем, тренеры нечасто выпускали в одном звене, длилась чуть больше сезона. Осенью 2010 года, после одного очка в пяти играх, руководство «Металлурга» решило расстаться с младшим братом. Федор оказался в Нижнекамске, откуда вскоре проследовал в Мытищи, где встретил Милоша Ржигу. Чех рассмотрел те ниточки, дергая за которые удалось заставить Федора набирать по очку за матч и забивать в плей-офф важнейшие шайбы.
Единственными отечественными братьями – если не считать белорусских Костицыных, – выступавшими в НХЛ в одном звене, стали Павел и Валерий Буре. Свела их в 2001 году «Флорида», где Павел к тому времени побил все мыслимые рекорды клуба. Русская Ракета воспользовался статусом и посодействовал появлению в Санрайзе Валерия. Так у «Пантерс» появилась тройка Валерий Буре – Виктор Козлов – Павел Буре. Хотя и это сочетание было не уникальным – за год до этого российские нападающие составили такое же звено на Матче звезд НХЛ (Буре-младший представлял «Калгари»). Любопытно, что на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, центром первого звена, в котором играли Павел и Валерий, был не Виктор Козлов (того отрядили к Алексею Яшину и Александру Овечкину), а Алексей Жамнов.
На заре карьеры, кстати, тренеры ЦСКА считали Валерия куда перспективнее Павла. Реализовать же свой потенциал Буре-младшему, по их мнению, помешал отъезд в 17 лет в североамериканские низшие лиги. Там Валерия приучали к силовой манере игры, к которой он не подходил ни по габаритам (180 см, 81 кг), ни по стилю. Завершили карьеру братья Буре почти синхронно и по одной причине – колени.