Три года назад именитый итальянский арбитр обслуживал финал чемпионата Европы, а прошлым летом довольно неожиданно пересел в менеджерское кресло. На родине Розетти-руководитель задержался недолго: в начале этого года его пригласили возглавить профильный департамент в РФС, он ответил согласием.
В его просторном кабинете в Доме футбола на Таганке мы беседовали почти целый час. Да, Розетти дипломатичен, но он отнюдь не чиновный «сухарь», словно робот стреляющий в собеседника пустыми фразами и набившими оскомину штампами. Чего-чего, а эмоций у итальянца хоть отбавляй. Бьющей через край энергии – тоже. Хватит ли его запала не только на короткий спринт, но и на изнурительный реформаторский марафон, покажет время. Сам Розетти уверен: до цели он непременно дойдет.
С.: У вас была блистательная карьера арбитра, но вы внезапно решили ее закончить и возглавили судейский корпус в Серии В. Оглядываясь назад, хотя бы раз подумали, что решение расстаться со свистком было преждевременным?
Свой последний матч в качестве арбитра я провел 27 июня прошлого года. За пару лет до ЧМ-2010 я поставил себе цель судить в финале мундиаля, это была моя мечта. Но в той самой игре – 1/8 финала между Аргентиной и Мексикой – произошел казус: мой помощник не поднял флажок в эпизоде, в котором был явный офсайд, после чего аргентинцы забили.
Поскольку я сам – командный игрок, я привык всегда нести ответственность за свои действия и действия помощников. И тут неважно, как мы отработали, – я всегда ответственен за то, что происходило на поле. В 2008 году я обслуживал финал чемпионата Европы, и ту игру моя команда отработала просто фантастически. Это было хрестоматийное судейство высшего уровня, и я был очень доволен нашей работой. Но от своих же принципов не отходил и в Южной Африке: кто бы ни ошибся из членов бригады, за происшедшее несу ответственность я.
В тот момент я понял, что дальше моя судейская карьера пойдет по нисходящей, и решил закончить. У меня была фантастическая карьера, я провел 27 лет на футбольном поле, 14 из них – в Серии A, обслуживал полу-финалы Лиги чемпионов трижды, работал на одном чемпионате Европы и двух чемпионатах мира…
Я был очень доволен своей карьерой и решил прекратить судить и стать руководителем.
С.: Как быстро вы приняли это решение?
После той самой игры я никак не мог уснуть, голова была занята мыслями, что делать дальше. Обдумывать будущее закончил в 5 часов утра. Посоветовавшись с семьей (мои близкие – всегда приоритет номер один в моей жизни), я решил завязать с судейством и начать карьеру руководителя.
У меня было предложение возглавить судейский корпус в Серии А, но я думал, что с точки зрения накопления опыта аналогичная работа в Серии В будет отличным вариантом начала менеджерской карьеры, и выбрал именно такой путь.
С.: Чем вам запомнится сезон, проведенный во втором по силе итальянском дивизионе?
Это был прекрасный, поистине незабываемый год в Серии В, который запомнится мне прежде всего качественной работой арбитров. Лучшей иллюстрацией их работы служит то, что президент лиги по ходу сезона попросил, чтобы матчи на стадии плей-офф и плей-аут обслуживали арбитры Серии В. Как правило, на этих играх работают итальянские арбитры ФИФА, но в середине сезона президент предложил, чтобы на заключительных стадиях привлечь арбитров Серии В. Это был прекрасный комплимент мне и моей команде!
С.: Какие отличия вам пока удалось отметить в российской и итальянской системах судейства?
Я приехал в Россию четыре месяца назад и с тех пор работаю в среднем 15 часов в день, изучая и анализируя судейский корпус России. Это – первоочередная задача. Нам нужно улучшать многие аспекты работы, и мы над этим интенсивно работаем, соблюдая при этом регламенты УЕФА и ФИФА. Я не хочу говорить о каком-то регламенте Розетти, поскольку сам руководствуюсь регламентами УЕФА и ФИФА, – с этими ведомствами мы должны общаться на одном языке.
С.: У вас получается?
Мы очень много трудимся над тем, чтобы прописать процедуры, выработать структуру и систему в работе судейского корпуса. Мы должны следовать системе УЕФА в части назначения арбитров, их инструктажа и так далее. Наша цель в обозримом будущем – стать членом Судейской конвенции (СК) УЕФА. Первый шаг на этом пути – приведение регламента в соответствие с нормами УЕФА, без этого не обойтись, если хотите быть принятым в СК УЕФА. Как только вы становитесь членом, УЕФА перечисляет вам средства, используемые для финансирования программ обучения молодых арбитров. В этом контексте отмечу, что нам нужно поднимать уровень ВСЕХ российских судей, а не только тех, кто обслуживает матчи премьер-лиги. Более того, эта работа не должна ограничиваться Москвой и Санкт-Петербургом, а вестись по всей стране.
С.: Если говорить более конкретно, каких улучшений в системе судейства вы пытаетесь добиться?
Прежде всего нужно поднять уровень физподготовки арбитров. В современном футболе арбитр – это спортсмен, готовый к нагрузкам наравне с футболистами. Его подход к делу должен быть столь же профессиональным, как и подход игрока. Во-вторых, мы хотим добиться единой трактовки регламента на каждой игре в любом уголке России, будь то матч премьер-лиги или встреча команд низших дивизионов. Если арбитр принимает решение по определенному эпизоду на первых секундах матча, то он такое же решение в аналогичной ситуации должен принять и на 3-й, 46-й или 90-й минутах, трактовка эпизода не может меняться, какие бы ни были обстоятельства. Команды и фамилии игроков значения здесь не имеют, важен только свод правил.
С.: То, о чем вы говорите, требует и специальной психологической подготовки, ментальной «брони»…
Абсолютно верно, и этот аспект подготовки арбитров нам нужно улучшать тоже! Работать на поле нелегко, вы должны быть очень хорошо готовы психологически, чтобы последовательно принимать решения в непростой обстановке, в которой судья зачастую находится под давлением. Рефери – не обычный человек, он должен быть особым.
С.: Вы были в числе иностранных арбитров, которых приглашали обслуживать матчи РФПЛ. Вы, наверное, испытывали меньшее давление, чем российские арбитры, оказавшиеся в аналогичной ситуации. Иностранцам легче оставаться непристрастными и независимыми?
Да, это правда. Но теперь подумайте, как бы отреагировали вы, пригласи ваш журнал на работу вашего коллегу из другой страны. Я не думаю, что вы были бы счастливы. Вот и арбитры такие же. Я не хочу приглашать в Россию судей из других стран, поскольку мы должны поднять качество арбитража местных специалистов на более высокий уровень.
С.: Но местным арбитрам не обойтись без все той же психологической устойчивости, которая есть у их зарубежных коллег…
Да, но это уже мои заботы, мы ежедневно должны работать на пределе сил и учиться на ошибках. До 27 июня прошлого года я был итальянским арбитром и очень гордился этим. Но если бы иностранный судья приехал в Италию обслуживать игру местного чемпионата, это точно не добавило бы мне положительных эмоций. То же самое и здесь – российские арбитры должны гордиться тем, кто они есть. Одна из проблем, над устранением которой нам предстоит еще работать, это как раз недостаточная уверенность в себе российских судей.
С.: Одна из первых новинок, которую вы ввели, возглавив профильный департамент РФС, – отход от системы компьютерного назначения арбитров (пока она действовала, фамилии судей, назначаемых на тот или иной матч, становились известны за месяц вперед). Теперь судей на игры вы назначаете сами. Что подвигло вас на этот шаг?
Все очень просто: я испытываю чувство, подобное тому, что испытывает тренер. Если у вас есть человек, который находится в хорошей форме, здоров, принимает правильные решения и не допускает ошибок на поле, то его следует назначать и на другие матчи. Отлично работаешь – тебя назначают часто, плохо – судишь редко. Когда у футболиста хороший отрезок и он много забивает, тренер его постоянно ставит в состав. То же самое правило действует и в отношении арбитров.
С.: В России хватает арбитров высокого класса для реализации поставленных целей?
Сегодня наша основная задача – гарантировать чистоту арбитража в матчах премьер-лиги, и мы ее решаем с судьями, которые имеются в распоряжении. Самую объективную оценку работе судьи всегда ставит только один арбитр – футбольное поле. Если работаете хорошо – судите много. В обратном случае не стоит надеяться, что вас назначат на игру. Это меритократический подход, который применяет и УЕФА: проанализируйте их назначения и увидите, что лучшие арбитры работают больше всех.
С.: В конце июля вы выступили с докладом на семинаре российских арбитров в Рязани. Каков был основной посыл этого выступления?
Мы много обсуждали два технических момента в судействе, которые нуждаются в пристальном внимании не только в России, но и за рубежом. Первый касается положения вне игры, поскольку это очень важный момент в современном футболе. На поле то и дело возникает множество непростых ситуаций, которые являются следствием трактовки офсайда. В особенности это касается определения положения вне игры при встречных движениях игроков, то есть в момент, когда один или несколько игроков группы атаки стремительно рвутся к воротам соперника, тогда как из этой зоны на высокой скорости в обратном направлении синхронно выбегают защитники обороняющейся команды. Чтобы выработать лучшие рекомендации для арбитров, мы просмотрели огромное количество видеозаписей, где показаны подобные эпизоды, и пришли к определенным выводам.
Научно доказано, что человеческий глаз просто не в состоянии разглядеть в долю секунды, залез ли форвард в подобной ситуации в офсайд или нет. По данным различных исследований, в 93 % случаев положения вне игры нет. Действия арбитров в этой ситуации регламент УЕФА прописывает четко: если лайнсмен сомневается, что офсайд есть, он не должен поднимать флаг. Ведь по статистике вероятность того, что все было чисто, очень высока. Отсюда и золотое правило – если не уверен, флаг не поднимай!
Второй важный момент – игра рукой, трактовка которой в последние годы претерпела ряд изменений. Исследователи посчитали, что за один сезон в национальном чемпионате отдельной европейской страны происходит порядка сотни эпизодов игры рукой в штрафной площади. Из этого числа судьи в среднем назначают пенальти 34 раза.
Вот над этими моментами нужно интенсивно работать, чтобы в итоге обеспечить соответствие регламенту УЕФА. В практической плоскости это значит, что нужно отсмотреть очень много видеозаписей, чтобы быть последовательным в трактовке правил.
С.: Вы только что сказали, что в бытность судьей вам было бы трудно принять иностранных арбитров в Италии. Доводилось ли вам здесь сталкиваться с оппозицией, которая не приемлет ваших идей как менеджера?
Я настроен положительно, меня здесь очень тепло встретили. Мне кажется, что российские арбитры с радостью восприняли перемены, я в этом практически уверен. Я приехал сюда работать, это хороший шанс и для меня научиться чему-то новому, стать лучшим руководителем.
Я сторонник работы в команде и не верю, что один человек может сделать все в одиночку. Сегодня мы выстраиваем важную структуру, и в моем окружении есть ряд ключевых фигур, на которых я опираюсь в работе.
К примеру, Юрий Баскаков, один из лучших арбитров в истории России, здорово мне помогает. Потом у нас есть Хосе Мария Гарсиа Аранда, на протяжении восьми лет возглавлявший Судейский департамент ФИФА. Еще одна важная фигура – Андрей Будогосский, обладающий колоссальным опытом в судейских делах в России. Я хочу работать с этими замечательными профессионалами и готов учиться. Я не король, но в итоге решения принимать мне, я всю жизнь этим занимаюсь. Я действую так, как подсказывает совесть, поскольку больше всего дорожу своим добрым именем и репутацией. Я не боюсь принимать решения, но никогда не забываю, что моя работа – это прежде всего командный труд, а не способ подчеркнуть какие-то свои личные заслуги.
С.: Глава РФС Сергей Фурсенко как-то сказал, что российские арбитры должны быть лучшими в мире. Выходит, достижение этой цели и ваша задача?
Да, это важная дня нас цель. Последним российским арбитром, работавшим на крупном футбольном турнире, был Валентин Иванов, обслуживавший матчи ЧМ-2006 в Германии. Это неприемлемо для меня, поскольку я теперь работаю здесь. Российских судей не было ни на Евро-2008, ни на ЧМ-2010. Будут ли на Евро-2012? Посмотрим, это задача не из легких.
С.: На днях в одном телешоу ваш список российских арбитров топ-уровня ограничился фамилиями Николаева и Безбородова. Остальные, получается, отстают?
В России есть и другие хорошие арбитры, не только эти двое. Есть молодые, весьма перспективные арбитры, которые работают на матчах премьер-лиги, их ждет светлое будущее. После того как я приступил к работе, мне удалось посмотреть много игр, почти все в высшем дивизионе и многие – в первом. Я увидел, что в стране хватает талантливых, молодых арбитров, им нужно продолжать работать, но главное, что человеческий «материал» есть.
С.: 28 лет назад вы сами были новичком среди людей со свистком. Какой совет дадите молодым российским коллегам?
Они должны понять, что именно вокруг них строится этот проект и их единственная задача – качественно работать. Они должны быть свободны и независимы от чего или кого бы то ни было, если хотят хорошо работать на поле. Их единственной заботой должно быть правильно принятое решение, больше ничего. В то же время они должны помнить, что в этом департаменте есть люди, которые мониторят их работу и следят за их прогрессом. Если же говорить о работе на международной сцене, уверяю вас, что УЕФА открыта к сотрудничеству, УЕФА нужны российские арбитры, поскольку мы представляем большой регион. Но еще раз повторюсь: их оценка будет зависеть напрямую от работы на поле, и ни от чего другого.
С.: Вы и Гарсиа Аранда ныне строите систему. Вам удастся ее построить таким образом, что даже после вашего отъезда из России она не рухнет, а удержится на прочном фундаменте? Ведь такая система наверняка стала бы вашим лучшим вкладом в российский футбол.
Абсолютно с вами согласен. Нам нужно вкладывать в людей – технических инструкторов, арбитров, инспекторов, менеджеров... Буквально вчера я общался на эту тему с Юрием Баскаковым. Нам нужны квалифицированные арбитры в регионах, нужна школа для обучения арбитров. А если нас примут в СК УЕФА, мы наконец начнем получать средства для обучения новых арбитров. Это очень хорошее подспорье для стран – членов Конвенции. Италия, к примеру, лишь в прошлом году получила членство, хотя стремилась туда попасть на протяжении не одного года.
С.: По мнению Николая Левникова, одна из болячек российского футбола – нехватка квалифицированных инструкторов топ-уровня. Как полагаете решать эту проблему?
Николай прав. Сегодня утром (12 августа. – c) мы обсуждали планы относительно проведения нашего следующего семинара, который пройдет с 4 по 6 сентября. Мы говорили об инструкторах, обеспечить их присутствие на семинаре нетрудно – инструкторы и я, и Гарсиа Аранда… Но у нас есть проблема с инструкторами в регионах. Мы должны сделать первый шаг на пути воспитания новых инструкторов: Левников, Спирин, Будогосский – все трое великолепные инструкторы, и нам нужны люди в регионах, которые пойдут по их стопам. Это долгосрочный проект, но начинать его нужно уже сегодня.
С.: На днях вы с Сергеем Фурсенко встречались с главными тренерами клубов российской премьер-лиги. С каким посланием вы обратились к аудитории и что услышали в ответ?
Это было очень важное совещание. Более того, кто-то мне сказал, что в истории российского футбола в таком формате подобная встреча проводилась впервые. Это был первый шаг, а вторым, возможно, станет приглашение главных тренеров и капитанов команд премьер-лиги. Я не исключаю, что в будущем мы пригласим представителей СМИ к участию в такой встрече, чтобы объяснить им, в каком направлении движемся. Насколько я знаю, тренеры были очень рады такой встрече, мы конструктивно пообщались. Нам хотелось донести до них, насколько важно применение единых правил технического регламента УЕФА по судейству. Регламент должен быть публичным, и каждый тренер и игрок обязан понимать его положения. В этом процессе очень важна коммуникация, и мы хотим провести вторую аналогичную встречу, наверное, по окончании второй стадии нынешнего чемпионата. Хотим выслушать тренеров и получить обратную информацию из клубов.
С.: Что скажете об уровне доверия между клубами и арбитрами? В то время как вы общаетесь с наставниками команд, вокруг нас множатся слухи о договорных матчах, странном судействе и прочих явлениях, которые наносят удар по российскому футболу. Как в таких условиях сохранить доверие к работе судей?
Буду предельно ясен. В России очень много говорят о договорных матчах, подкупах судей, игроков… Я верю только в факты. Если вам что-то известно, назовите тогда фамилии, предоставьте конкретную информацию о незаконных действиях, соберите доказательства. Если у вас есть неопровержимые факты, обратитесь в полицию. Основное качество арбитра – цельный характер. Все остальное, включая физическую форму, набор технических навыков, психологическую подготовку, стоит на втором месте, но главное – цельная это натура или нет. Как бы там ни было, все эти разговоры яйца выеденного не стоят, если в них нет конкретики. Не можете предъявить доказательства – тогда это пустая болтовня.
С.: Однажды вы решите, что пора двигаться дальше, и покинете нынешний пост. Чем в своей работе в России хотели бы гордиться, когда наступит такой момент?
Я хотел бы уехать из России, добившись уважения людей, запомниться им профессиональным, серьезным, корректным и честным. В моих глазах все арбитры равны, у всех одинаковые возможности и все находятся на одинаковом расстоянии. У меня нет любимчиков, я не приемлю группировок, и наша основная задача – воплотить в жизнь единую систему судейства. Если достигнем этой цели, я буду доволен.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №31 (17-23 августа 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.