Совсем скоро в Санкт-Петербурге войдет в строй «СКА Арена». Она станет самым большим ледовым дворцом в мире. На хоккейных матчах «СКА Арена» сможет вместить 21,5 тыс человек, а на концертах – 23 тыс.
Уже известно, что 9-10 декабря там пройдет Матч Звезд КХЛ. А затем «СКА Арена» должна стать новой домашней площадкой для питерских армейцев, выступающих в чемпионате КХЛ.
Некоторое время назад известный юрист, руководитель адвокатского бюро «Вербицкая и партнеры» Юлия Вербицкая-Линник рассказала о юридических аспектах существования подобных спортивных сооружений. Сегодня предлагаем читателям «Спорт День за Днем» продолжение этого разговора.
– «СКА Арена» возводится в интересах хоккейного клуба СКА (Санкт-Петербург), но строит его ООО «СКА АРЕНА» и вообще это глобальный совместный проект города и частного хоккейного клуба СКА. Кто будет владельцем прав на название ледового дворца? Как это регулируется нашим законодательством?
– В соответствии со статьей 1474 Гражданского кодекса РФ, хоккейному клубу СКА принадлежит исключительное право использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации, в том числе любым не противоречащим закону способом.
Это означает, что фирменная символика и наименование хоккейного клуба СКА могут быть использованы на вывесках, бланках, объявлениях, рекламе, товарах или упаковках, включая размещение и использование указанной символики как при оформлении названия ледового дворца, так и в сети Интернет только и исключительно с согласия правообладателя – хоккейного клуба СКА.
В этой области, несомненно, российское законодательство следует мировым тенденциям и защищает обладателей исключительных прав на фирменное наименование и товарные знаки, предоставляя приоритет заявкам тех юридических лиц, которые были поданы ими ранее (приоритет по времени).
– Арена наверняка станет культовым местом для петербургских любителей хоккея и какие-то компании захотят выпускать мерч, сувениры с изображением ледового дворца.
– Полностью разделяю ваше убеждение, что судьба «СКА Арены» – стать культовым местом для любителей хоккея, что наверняка повлечет выпуск товаров, содержащих защищенные законом интеллектуальную собственность хоккейного клуба СКА и самой «Арены», которой я рекомендую разработать и защитить права на свою собственную символику, в том числе зарегистрировать соответствующий товарный знак.
Подобная предусмотрительность позволит законным правообладателям: ХК СКА (Санкт-Петербург) и «СКА Арене», – в случае незаконного коммерческого использования их наименования, брендов или товарных знаков требовать защиты своих прав в судебном порядке.
Поскольку суммы штрафов за подобные нарушения весьма значительны, то лица, имеющие намерение использовать такие бренды или символику сочтут за лучшее договориться с правообладателями и заключить соответствующие лицензионные соглашения по которым за использование бренда, наименования или товарного знака правообладатели: ХК СКА (Санкт-Петербург) и «СКА Арена», – будут получать соответствующие отчисления.
– Насколько уместно и приемлемо при производстве сувениров, например, совместное использование брендов СКА и «СКА Арены»?
– Имеет смысл различать два самостоятельных субъекта права – ХК СКА
(Санкт-Петербург) и «СКА Арену», поскольку каждый из них самостоятельно будет определять как условия лицензии, так и порядок ее использования. Какое-то их совместное использование, конечно, возможно. Однако, объединение их в один бренд не представляется целесообразным ни с юридической, ни с экономической точки зрения – каждый из этих брендов силен сам по себе.