• Редакционный ринг. Люди гибнут за…

    19.07.08 23:02

    Редакционный ринг. Люди гибнут за… - фото

    Фото: сайт РПЛ

    После победы ЦСКА над «Локомотивом» доводилось слышать: армейцы, опечаленные решением Валерия Газзаева покинуть команду сразу после сезона, сражались за доброе имя тренера. Насколько правомерна постановка вопроса? Характерны ли вообще для нашего футбола подобного рода жертвы и жесты?

    Мнение Сергея Бавли 

    Столичное дерби 14-го тура ЦСКА — «Москва» вызывает особый интерес. Встреча с подтекстом. Один именитый тренер уже объявил о своей отставке, другой под дамокловым мечом (если верить слухам, а они, бесспорно, спровоцированы дефицитом набранных очков) едва ли не со старта первенства.

    Валерий Газзаев официально сообщил, что покинет команду, после чего она, как по мановению волшебной палочки, преобразилась. Совпадение? Думаю, вряд ли. Будем откровенны: дипломированный юрист, эрудированный, интеллигентный наставник ЦСКА с журналистами частенько ведет себя неподобающим образом, эмоции зашкаливают, но обладатель столь пышных усов — не барышня, обязан владеть собой.

    Отмечу интересную и менее бросающуюся в глаза деталь. Мне часто доводилось в течение уже десятилетий общаться с футболистами и тренерами, игравшими с Валерием Георгиевичем или выступавшими под его началом. Никто из них ни разу не обронил о нем худого слова — напротив, исключительно восторженные эпитеты. Это сложнейшая и трудно выполнимая задача для тренера: оставаться порядочным для всей команды, для каждого футболиста, особенно когда их набирается на два состава. Газзаев с неизменным успехом ее решает, где бы ни работал. Решение о его отставке не повлияло на отношение ребят к своему наставнику, скорее, напротив, у кого-то из них, возможно, и возникло желание делом доказать, что с проверенным Георгичем, все пойдет на лад. Ведь мог же Вагнер выйти на поле и объявить «итальянскую забастовку». Он завелся и оформил хет-трик. Не потому ли, что знал: в дубль его сослали справедливо.

    Газзаев набил немало шишек, приглашая в сборную молодых Березуцких, но не отказывал им в доверии. Это он рискнул поставить в ворота Акинфеева, когда Игорь еще в школе учился. А сколько раз наставник брал на себя ответственность за огрехи Игнашевича? Умирать за тренера — это сугубо наше, российское качество, и оно послужит на пользу ЦСКА, в частности в ближайшем матче.

    Коса может найти на камень. Олег Блохин работает с «горожанами» совсем недолго, но контакт с коллективом уже налаживает. Ему в этом помогает Андрей Баль — человек доброжелательный и коммуникабельный, умеющий сгладить острые углы. Футболисты «Москвы» уже оценили ставку украинского специалиста на исполнителей из СНГ, которых обладатель «Золотого мяча» явно предпочитает латиноамериканцам. Несколько человек, утративших было надежду, почувствовали доверие тренера, а оно окрыляет.

     

    И заставляет биться. Опять же, за своего тренера.

    Мнение Константина Столбовского

    В прежние времена, говорят, такого рода подвиги и вправду имели место. «Торпедо» билось в кровь за Маслова, «Арарат» — за Симоняна, киевское «Динамо» — за Лобановского, минское — за Малофеева. Но тогда, не секрет, и понятия были в футболе другие, и блага. Соответственно, люди тоже. Я не говорю, хорошо это или плохо. В конце концов, какие времена — такие нравы, и ничего с этим не поделать.

    Вот хоть режьте, при всем желании не могу себе представить эту картину: армейцы, собравшись в кружок, клянутся друг другу «рубиться за Георгича». Румяные, флегматичные братья Березуцкие; молчун Игнашевич, которого не отпустили зимой в богатый «Зенит»; видавший всякие виды железный дровосек Рахимич; Вагнер, понимающий по-русски только ресторанное меню, да и то лишь в категории «Гриль»; наевшиеся Россией до отвала и бешено завидующие уехавшему отсюда навсегда соотечественнику Рамон с Дуду.

    У каждого из этих людей своя оценка ситуации, каждый из них индивидуально патриотичен по отношению к кормящему его клубу. У каждого, в конце концов, свой личный уровень взаимопонимания с главным тренером. А уж говорить о том, что Валерий Газзаев далеко не червонец царской чеканки, чтобы нравиться всем подряд, и вовсе излишне. ЦСКА — сложный клуб с высокими запросами и амбициями, с целым рядом неразрешенных противоречий, с очевидным наличием внутренних группировок (я не сказал — враждующих). Поэтому благородные мушкетерские девизы тут не работают.

    Позиции Олега Блохина в «Москве» крепкими назвать невозможно. Как невозможно и представить себе, чтобы собранная под знаменами клуба разношерстная компания решила взяться за дело по-взрослому во имя своего тренера, великого в прошлом футболиста, у которого пока что-то не очень ладится в России. При нынешнем уровне доходов игроков премьер-лиги слабо верится даже в то, что на мотивацию прямо влияет уровень премиальных (ну глобальная ли разница — десять тысяч долларов ты получишь или, скажем, двенадцать?), а уж о человеческом факторе и говорить не стоит.

    В том, что матч между ЦСКА и «Москвой» выйдет интересным, упорным и жестким, сомнений практически нет. Ну а как иначе-то? Одни до группы лидеров никак не дотянутся (иными словами, до хорошего итогового результата, премиальных, положенных по контракту с клубом, а еще до Лиги чемпионов и, соответственно, выплат от УЕФА), другим нужно от аутсайдеров ноги уносить. Иначе после осеннего слияния с «Торпедо» придется ребятам искать себе другие команды, и вовсе не факт, что их новые клубы будут финансировать олигархи, а патронировать — мэры…

    Нет, не те нынче времена. Парням не до сантиментов: деньги надо зарабатывать, пока есть такая возможность.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»