Единая лига ВТБ или Terra Incognita?
Август 2015 года. Новостные ленты облетает сообщение, что испанская «Мурсия» подписала центрового Николая Рогожкина. В главной команде «Химок», где воспитанник волгоградского баскетбола становился победителем Молодежной лиги ВТБ, его не видели. Зато парнем ростом 2 метра 22 сантиметра заинтересовался Фоцис Кацикарис. Тот самый, что в сезоне-2005/06 сделал питерское «Динамо» бронзовым призером чемпионата России. Затем у него была недолгая работа со сборной России, поэтому греческий специалист хорошо знал возможности местных игроков, даже тех, кто не играл регулярно в Единой лиге ВТБ.
Июль 2018 года. Театральная площадь Краснодара. Здесь через час должен начаться национальный финал стритбольного турнира 3х3 Red Bull Reign. Корреспондент «Спорта День за Днем» всматривается в лица участников и пытается кого-либо из них узнать. Мир стритбола — настоящая Terra Incognita, своими глазами турнир столь высокого уровня никогда ранее видеть не приходилось. Вокруг снуют накачанные ребята, представляющие Краснодар, Ростов-на-Дону, Пермь, Новосибирск, Воронеж, Екатеринбург, Москву и Петербург. На общем фоне выделяется высоченный парень. Да, вы правильно догадались — это тот самый Николай Рогожкин.
— Мой первый опыт в стритболе, — признается 24-летний баскетболист, согласившийся ответить на несколько вопросов после трех игр группового этапа. — Впервые попробовал себя в Екатеринбурге, когда ребята из команды VIOTRANS предложили к ним присоединиться. Отборочный этап Red Bull Reign мы выиграли и вот теперь приехали на финал в Краснодар.
— И как вам стритбол после большого баскетбола?
— Непривычно. В баскетболе любой, даже небольшой толчок — это фол, здесь же тебя бьют так... (разводит руки). Я бы назвал это дракой. Лучшие команды своих городов, все стремятся выйти в плей-офф, дойти до финала.
— Видите себя и дальше в таком формате?
— Стритбол для меня — на лето. Пока перерыв, почему бы так не поддержать форму перед сезоном? Планирую остаться в классическом баскетболе. Но если позовут в профессиональную стритбольную команду — подумаю. Сейчас у меня нет команды.
— А как же «Чебоксарские ястребы» из Второго дивизиона Суперлиги, за которых вы играли еще в этом году?
— Полгода играл за них. Сейчас ищу какой-нибудь хороший вариант. Много работаю, подтягиваю бросок. Мой агент общается с клубами, скоро будет видно.
— Единая Лига ВТБ — реальный уровень?
— Я горю желанием играть на самом высоком уровне, все мечтают выступать в Единой лиге ВТБ. Главное — пахать, давать результат.
— Почему не остались в «Мурсии»?
— Закончился контракт.
— Новый не предложили?
— Предложили.
— На худших условиях?
— Нет. Условия вообще шикарные! Прекрасные игроки со всего мира, сам процесс, я все понимал...
— Почему тогда уехали?
— Даже не знаю. Поступило другое предложение — взял и уехал (в «Тамбов» из Второго дивизиона Суперлиги. — «Спорт День за днем»).
— Сейчас не корите себя за то решение?
— Что ни делается — все к лучшему.
Мозг плавится, а Leningrad проваливается
В самом конце интервью я поинтересовался, как быть в случае победы VIOTRANS в Red Bull Reign. Все-таки на кону поездка в США на международный финал с участием команд из 18 стран мира. Волгоградец Рогожкин, представляющий Екатеринбург, признался, что попросит тренеров своей будущей команды пойти ему навстречу и отпустить на несколько дней в Вашингтон в середине сентября. Признаюсь, что спросил для проформы, чтобы еще раз ответить самому себе на вопрос, готов ли Рогожкин к смене баскетбола на стритбол. Итоговая победа VIOTRANS выглядела чем-то нереальным.
Организаторы из Red Bull да и сами участники признавались, что фавориты турнира — Leningrad (Санкт-Петербург), «Роснефть» (Москва) и «Пирамида» (Краснодар). Команды с именем, в составе которых было много профессиональных игроков в прошлом, а в ряде случаев и в настоящем. Однако главной фишкой соревнований стал отход от классической схемы. Red Bull предложил участникам новый формат, в котором надо было не побеждать в отдельных играх, а набирать максимальное количество очков. Фавориты подстроиться под новую схему не смогли, став заложниками регламента и календаря.
Ребята играли в свойственном для них стиле, полностью выкладываясь и стараясь добиться локальных побед. Но получалось далеко не все. Капитан команды Leningrad Николай Шангичев после каждой игры объяснял корреспонденту «Спорта День за Днем», что идет не так: «покрытию не хватает подложки, пыльно, поэтому ребята проскальзывают», «много неточных передач, есть недопонимание в плане смены игроков», «незнакомые команды», «три секунды не всегда свистят». Конечно, сказывалась на командах и погода. Южное солнце невыносимо жарило, даже в тени было +35... «Мозг просто плавится», — признавался Шангичев. Наверное, из-за этого его одноклубники постоянно огрызались друг на друга, едва кто-то допускал ошибку.
Когда же окончательно сформировался состав плей-офф, парни из Питера вообще перестали сдерживать себя. Они, одни из фаворитов, досрочно вылетели. «Я что, две тысячи километров вез сюда команду на своей машине ради этого?!» — возмущался капитан питерской команды. В чем дело, спросите вы? Все до банального просто. В плей-офф выходили по две лучшие команды из каждой группы, ими оказались те, кто играл последними. Все четыре коллектива, подсчитав набранное соперниками количество очков, сыграли так, чтобы отсеять своих титулованных оппонентов. В итоге чемоданы паковали не только петербуржцы, но и «Роснефть» с «Пирамидой». Все собравшиеся были в шоке.
Представители вылетевших команд пытались искать правду у судей, но те стояли на своем. «В тех играх, которые были сыграны, неспортивного поведения команд мы не заметили. Самое сложное, что может быть в баскетболе, — давать оценку, защищается команда или нет. Сейчас у игрока есть силы защищаться, а через две атаки — уже нет. Кто-то смог подстроиться под тактику — забросить как можно больше бросков, кто-то нет», — отметил один из арбитров всероссийской категории из Москвы. Очевидно, что в следующий раз организаторам необходимо более детально продумывать регламент. Например, все же добавлять хотя бы пять очков за победу в каждой игре. А судьи должны наказывать команды за пассивную оборону.
Екатеринбург представит Россию в Америке
Живьем стритбол убедил, что у этой разновидности баскетбола большое будущее. Не зря он оказался в программе Олимпиады-2020. Здесь физическая мощь, выносливость и универсализм множатся на два. Никаких эффектных трюков — это все для видеороликов на YouTube. Стритбол гораздо более брутален. А Red Bull Reign еще и оригинален, чем и привлекает к себе внимание в великом множестве разборок 3 на 3. Добавляет атмосферы и постоянно звучащий рэп, заставляющий «качаться» даже находящиеся на паркете команды.
В полуфинальную стадию из первой группы пробились VIOTRANS (Екатеринбург) и «Буэна Суэрта» (Ростов-на-Дону), а из второй группы к ним присоединились НОД (Воронеж) и «Юго-Запад» (Новосибирск). Титул было суждено разыграть первой паре, той самой, что досрочно отправила домой команду Leningrad.
По ходу финала представитель «Пирамиды» попросил диджея поставить какой-то трек, после чего вместе с ребятами из группы «Каста», звучавшими из колонок, прокричал в микрофон: «Кто сказал, что Ростова нет на карте? Мозги не парьте!» Местная публика восторженно взорвалась и дала понять, что в финале она за своих южных соседей. Но тем поддержка не помогла. Уже в спустившихся на Краснодар сумерках на табло остались гореть цифры 8:7 в пользу VIOTRANS из Екатеринбурга. Николай Рогожкин, держа в руках золотой мяч Wilson, подаренный каждому победителю, все равно еще не до конца понимал, что 14 сентября он вместе с Сергеем Войновым, Вячеславом Заботиным и Сергеем Вяткиным проверит себя на фоне сильнейших стритболистов мира на легендарной площадке Barry Farms.