«Спорт День За Днем» поговорил с ним о спортивных проектах компании на Дне устойчивого развития в баскетбольном лагере SIBURCAMP, смена которого прошла уже в шестой раз.
– После сделки с ТАИФом хоккейный «Нефтехимик» вошел в перечень спортивных объектов, которые курирует СИБУР. Меня как представителя компании включили в состав совета директоров ХК «Нефтехимик», и на заседании за меня проголосовали как за председателя. Говоря об этой должности, важно понимать, что мы занимаемся общим кураторством, и в наших обязанностях ‒ развитие, утверждение бюджета и распределение этих денег. Совет директоров – это орган, который представляет интересы акционеров. И в той конструкции, которую мы считаем правильной, его задача — общий контроль и оценка. Мы не занимаемся оперативным управлением хоккейным хозяйством, это задача спортивного менеджмента.
– Когда я заканчивал карьеру, двигался в тренерском направлении. Был помощником в сборной России под руководством Базаревича. По графику мы собирались максимум 2-3 раза в год, а постоянную работу в клубе я не получил. После чего решил поступить на программу МВА в РАНХиГС. Там я понял, что перспективы дальнейшего роста не ограничиваются тренерской работой, и можно пробовать себя в роли менеджера. СИБУР искал себе в тот момент кандидата на лидерство в большой баскетбольной программы компании, и после ряда собеседований я получил приглашение. И вот почти четыре года работаю в блоке, где помимо «Школы баскетбола» и других спортивных проектов программы социальных инвестиций «Формула хороших дел», осуществляю общее кураторство спонсорства и других спортивных профессиональных структур.
– «Школа баскетбола» – значимый спортивный проект программы социальных инвестиций “Формула хороших дел” СИБУРа. Его главная цель — сделать массовый спорт и здоровый образ жизни популярным в регионах присутствия компании, сделать баскетбол доступным для местных жителей, а талантливым молодым спортсменам — создать социальный лифт и помочь развиваться.
В рамках “Школы баскетбола” мы ежегодно проводим просмотровые тренировки в городах, где идет проект. Их на сегодня девять. В отборах обычно участвует около 100 баскетболистов из каждого регионов. Шестеро из них, показавшие наилучшие результаты, мы приглашаем в летний спортивно-образовательный лагерь SIBURCAMP. В нем мы даем участникам возможность проявить себя, улучшаем их показатели, прокачиваем навыки и даем знания в разных направлениях, не только спортивном. Например, в этом году упор был сделан на экологию, многообразие и инклюзию, в прошлом — на профориентацию.
По итогам лагеря лучшие игроки приглашаются в молодежные проекты профессиональных клубов. Мы стараемся подходить к решению задачи проекта комплексно: не только развиваем юниоров, но и модернизируем инфраструктуру в регионах, обеспечиваем баскетбольным инвентарем, проводим обучение тренеров, чтобы в регионах расширялся квалифицированный состав педагогов.
– Базовые принципы подготовки спортсмена неизменны по сей день. Сегодня многие тренеры уходят в так называемые «современные методики»: огромное количество разнообразных технических элементов. На мой взгляд это крайность. Если мы говорим про подготовку спортсмена, когда мы работаем с детьми, которые не сформировались, не окрепли, фундамент нужно заложить обязательно.
– Кардинально. Профессиональный тренер – больше менеджер, который понимает специфику вида спорта. Есть много примеров, когда тренер не играющий, но понимает поведенческую психологию и успешно управляет коллективом. Детский тренер – больше педагог. На мой взгляд, в данном случае его мастерство как педагога, наставника — способствовать гармоничному/всестороннему развитию ребенка, формировать личность. Не стоит форсировать спортивную подготовку, не понимая особенности сензитивных периодов развития. Детские тренеры часто делают большую ошибку: от них требуют много. И они, в свою очередь, требуют большего от своих подопечных и тем самым вредят им. Ребенок в правильной образовательной среде сам гармонично развивается. Личные амбиции не совсем компетентного тренера могут привести к раннему выгоранию у детей.
Я считаю, что каждый человек по своей природе уникален. Ты должен как можно меньше вмешиваться и лишь создавать среду, в которой ребенок сам гармонично растет. Такого подхода мы придерживаемся и в “Школе баскетбола”: не стремимся любыми силами вырастить чемпионов и только их, но стараемся дать возможности разностороннего развития всем участникам, прокачать их личные навыки, которые пригодятся и в спорте, и в жизни.
Мое твердое убеждение – примерно до 12 лет не должно быть специализации. Не надо в шесть лет ребенка определять, что он теперь в баскетболе и будет там до конца жизни. В начале ребенок пробует различные виды спорта, наращивает арсенал двигательных качеств. А дальше на этой базе уже идет в специфику, которая ему нравится – баскетбол, волейбол, футбол. Такой подход снижает риски раннего выгорания и повышает шансы стать более мастеровитым в правильно выбранном виде спорте.
Фото: Пресс-служба СИБУРа