В нынешнем сезоне руководство «Спартака» громогласно объявило о походе за российским золотом, которым с 2003 года владеет великий и ужасный ЦСКА. Армейцы не стали ввязываться в словесную дуэль, а подписали экс капитана питерцев Антона Понкрашова и выиграли у красно-белых борьбу за Андрея Кириленко. «Спартак» не стал тянуть с ответным ударом, обыграв дома ЦСКА в Единой лиге ВТБ.
Сегодня команды сойдутся в Москве, но уже в чемпионате России. Перед очередной битвой непримиримых соперников «Спорт» выяснил у Понкрашова, почему (по его мнению) матч ЦСКА — «Спартак» не дотягивает до звания российского класико и может ли один Патрик Беверли тащить на себе всю питерскую команду.
Заеду к Беверли
— Не жалеете, что перебрались летом в ЦСКА? Пока наставник армейцев Йонас Казлаускас не слишком вам доверяет.
— Нисколько, все-таки перед ЦСКА стоят совсем другие задачи, чем перед «Спартаком». Собран настолько сильный состав, что порой в него тяжело просто попасть. Я не получаю столько игрового времени, как в «Спартаке», но самое главное, что мы побеждаем.
К тому же в ЦСКА есть свои лидеры, которые набирают очки и делают командный результат, а мне нужно таскать рояль.
— Когда подписывали трехлетний контракт с ЦСКА, были готовы к столь мощной конкуренции?
— Тогда еще ЦСКА не взял Милоша Теодосича, но я знал, что они ищут еще одного сильного разыгрывающего.
— В Петербург часто выбираетесь?
— Еще пока ни разу не был. У нас настолько плотный график, две игры в неделю, что свободного времени совершенно нет. Но я по-прежнему считаю себя петербуржцем. Питер всегда будет моим домом, ведь здесь я родился и здесь живет моя семья.
— В Питере не стесняются называть предстоящий матч «Спартака» против ЦСКА российским класико. У вас и ваших партнеров предстоящая игра вызывает такие же сильные эмоции или все же главный раздражитель для ЦСКА — это «Химки»?
— Назову подмосковный клуб. Все-таки с ним сыграно уже много финалов чемпионата России. А матч «Спартак» — ЦСКА — это больше историческое противостояние. Вот когда красно-белые проведут несколько лет на высоком уровне и дойдут до финала первенства ПБЛ, тогда другое дело.
— За «Спартаком» следите?
— Матчей видел немного, но статистику смотрю регулярно.
— Справедливо называть разыгрывающего Патрика Беверли половиной питерского клуба?
— Если смотреть на его показатели, то да. Но с другой стороны, в европейском баскетболе прошло время индивидуальностей. Один человек может решить исход одного матча, но не в силах тащить свою команду весь сезон.
— После предыдущего матча в Петербурге вы тепло поприветствовали Патрика. Не хотите сейчас ему позвонить и подколоть перед субботней встречей?
— Звонить не буду, но планирую заехать к «Спартаку» в гостиницу.
— Казлаускас не будет за это ругать?
— Нет, а что тут такого? Наш Виктор Хряпа спокойно общается с Сергеем Моней из «Химок». Что ж им теперь, не дружить, раз они играют за разные клубы? У меня тоже много друзей среди баскетболистов. Мы с удовольствием общаемся, но, когда выходим на площадку, сразу становимся соперниками.
«Спартак» без легионеров
— Андрей Кириленко уже пообещал, что следующим летом уедет в НБА. Вы не планируете последовать его примеру?
— Чтобы туда уехать, надо сначала что-то показать в Европе. Вот когда я стану стабильно играть и приносить пользу ЦСКА в Евролиге, тогда и вернемся к этому вопросу.
— Вы с Кириленко — воспитанники питерского баскетбола, но играете за пределами Северной столицы. А в «Спартаке» сейчас сплошь легионеры и игроки из других городов. Как думаете, реально собрать в Питере команду только из своих воспитанников?
— В принципе, реально, мне было бы интересно в ней поиграть. Главное, чтобы был интерес у руководства «Спартака». А если, кроме болельщиков, никто этого не хочет, то ничего и не выйдет. Кстати, питерскую команду можно было собрать уже в этом году. Ходили же слухи о возвращении Андрея Кириленко, возможном подписании Тимофея Мозгова, но ничего не вышло.
— Клубный патриотизм ушел в прошлое?
— Наверное, да. Современный баскетбол стал профессиональной работой, и абсолютно нормально, что люди меняют клубы и подписывают новые контракты. К этому надо относиться спокойно. Обычные же люди меняют работу!
— Как продвигается ваша благотворительная деятельность?
— Я доволен, что занялся этим. На самом деле хотел очень давно, но получилось все организовать только сейчас. Мы уже взяли под опеку детский дом в Ярославской области. Теперь активно ищем детскую больницу. Есть варианты в Москве и Питере: пока пытаемся понять, с кем будет комфортнее сотрудничать, и помогаем от случая к случаю. Например, поучаствовали в приобретении микроавтобуса для Института детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой в Санкт-Петербурге. Или недавно в Москве вместе с Жекой Вороновым и Никитой Курбановым посетили одну из детских онкологических клиник. Надеюсь привлечь к этой деятельности на постоянной основе еще кого-то из спортсменов. Хочется, чтобы была система. Людей и детей, которым нужна помощь, очень много, и ты не можешь помочь всем в одиночку.
— Что вас потрясло больше всего во время общения с ними?
— Например, в Москве нас с Женей и Никитой поразило, какие красивые иконки и вышивки из бисера делают дети. Мы даже в шутку договорились, что в следующий раз с нас подарки к Новому году, а с них эти сувениры. Несмотря на непростую ситуацию со здоровьем, оптимизма у них хватит на нас всех.