• Раз, два, три… полетели!

    Что такое бейсджампинг?

    22.08.17 21:41

    Раз, два, три… полетели! - фото

    Пират Джек Воробей любил говорить: «Знаете это чувство: стоишь на краю обрыва, и тянет прыгнуть вниз... У меня его нет». С такой проблемой точно не столкнутся бейсеры. Для них прыжок с моста или крыши небоскреба — обычный способ провести выходные с друзьями.

    Парашют стоит 200-300 тысяч рублей

    Бейсджампинг — прыжки с парашютом с неподвижных и, как правило, очень высоких объектов. На первый взгляд кажется, что любой желающий может рискнуть заняться этим, но практически не совсем так. «Сначала нужно пройти обучение прыжкам с самолета, совершить порядка 100-200 таких прыжков, чтобы научиться чувствовать свое тело в свободном падении, управлять парашютом и точно садиться на заданную площадку», — рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем» бейсер Роман Громов. Самые опытные парашютисты при переходе к бейсджампингу сталкиваются с неожиданными трудностями. Время прыжка короче привычного. Второго парашюта нет, поскольку воспользоваться им не успеваешь. Зато есть опасность во что-нибудь врезаться. Малейший контакт с обычным кустом грозит стать последним тактильным ощущением в жизни. Площадки для приземления очень ограничены. «Человеку нужно быть более внимательным, ответственным, педантичным. Это продлит его карьеру», — подводит итог Николай Михалевич, инструктор по бейсджампингу. Начинающему спортсмену требуется порядка 200-300 тысяч рублей на парашюты разных размеров, ранец, шлем, защиту. «Но это не самые большие вложения, — говорит Роман. — Основные траты идут на поездки». Российские экстремалы часто ездят в Европу, потому что там много старинных мостов и высотных зданий, с которых комфортно прыгать даже начинающим. В Италии, например, бейсеры ценят скалы с отрицательным уклоном. Когда ты прыгаешь, скала уходит от спортсмена, и в случае заворота купола парашюта есть больше шансов успеть его развернуть и отлететь назад.

    Тренировки бейсеров проходят по нарастающей. Начинают с «ассистов», когда инструктор держит тебя за вытяжной парашют. Отрабатывается стабильный полет, чтобы падать лицом вперед. Постепенно прыжки усложняются. Увеличивается время свободного падения. Выполняются акробатические трюки, которые больше всего усложняют жизнь, но составляют особую прелесть этого красивого спорта. Сезон длится круглый год, однако существуют предпочтительные времена. В Италии ими считаются весна и осень, когда подолгу светло и нет сильного ветра (не больше 5 м/с).

    Питер — город низких зданий

    Согласно официальной статистике европейской ассоциации бейсджамперов, в год в мире погибают порядка 15-25 человек. Главная причина несчастных случаев — излишняя самоуверенность. «Важно уметь отказаться от прыжка, если условия небезопасные, — говорит Роман Громов. — Когда ты уже поднялся в гору, очень хочется прыгнуть, но, если изменились условия, надо понимать, что ты можешь разбиться». Частая ошибка новичков — недостаточный учет ветра. Или плохое «отделение» (момент прыжка). Человек может считать, что правильно отделяется, а на самом деле криво открывает парашют и рискует здоровьем. Даже профессионал, который осознает степень риска, может устать и совершить ошибку механически. Что-то не досмотреть, что-то не учесть... Забавно, что людей со стороны всегда впечатляют громадные километровые высоты, хотя экстремальнее всего, разумеется, прыжки с минимально возможного расстояния до земли. Меньше времени — больше риска.

     

    Петербург с точки зрения бейсеров - город низких зданий. Он не может предложить бейсерам большого выбора. Излюбленные места экстремалов Северной столицы — Башня «Лидер» на площади Конституции, Петропавловский собор, и, само собой, городская телебашня. «Спортсмены пробуют силы в горах, в городе же прыжок для них — способ встряхнуться, — рассказывает Николай. — Есть, конечно, строящийся «Лахта-центр» на Финском заливе, составляющий более 400 м, но так просто с него прыгнуть не дадут. Это расценивается как хулиганство».

    Вообще, бейсджампинг — спорт на грани легальности в России. Иногда у спортсменов возникают проблемы с представителями правопорядка. «Когда ловят на объекте, это считается незаконным проникновением на охраняемую территорию, — говорит Роман. — В теории, можно договориться с руководством телебашни, чтобы провести официальный фестиваль. Но как договориться с владельцем жилого дома? Поэтому делается так... Просто зашел в парадную, поднялся по лестнице, дверь оказалась открытой, залез на крышу и прыгнул с нее». Ограничения действуют во многих других странах, к примеру, в США или Германии. Все-таки в городах куда ни прыгни - частная собственность, а ее хозяева редко радуются внезапным вторжениям крепко сложенных людей с огоньком в глазах.

    Официальных спортивных соревнований в России нет, но бейсеры ездят на турниры в Турцию, Китай, Малайзию, Америку. Впрочем, в России проводятся фестивали — красивое и эффектное зрелище. Самые известные из них проходят в горах Ингушетии и в Сочи. Основные критерии профессионала: спортсмен совершил множество прыжков, его знают и могут дать рекомендации, есть подтверждения его прыжков на видео. С этим можно и на соревнования ехать.

    Многие ли становятся профессионалами? В бейсджампинг приходят опытные парашютисты, которые понимают, чем они будут заниматься, однако не все остаются после обучения. «Кто-то проходит курс и перестает прыгать, — говорит Николай Михалевич. — Большинство втягиваются из-за сильнейших ощущений и кучи химических веществ, выплескивающихся в организм. Многие видят в этом некую философию и ощущают большую степень свободы в жизни. Но люди уходят со временем, потому что нервная система устает».

    В тему: мифы о бейсджампинге

    1. «Я не прыгну, потому что боюсь высоты».

    На самом деле, малые высоты гораздо опаснее, поскольку на раскрытие парашюта даются считанные мгновения.

    2. «Бейсеры занимаются прыжками ради того, чтобы снять видео и пропиариться».

    Для опытного спортсмена лучший прыжок — тот, о котором знает только он. Большинство бейсеров не снимают свои прыжки. Либо снимают с целью показать друзьям технические аспекты и проанализировать ситуацию.

    3. «Прыжки с самолета и бейсджампинг — одно и то же».

    Несмотря на то, что выглядит это почти одинаково, различий очень много. В первую очередь, разная степень риска.

    4. «Все бейсеры — самоубийцы».

    Ни один бейсер не идет на неоправданный риск, иначе бы его карьера сразу закончилась. Тщательная подготовка, тренировки, проверка снаряжения, изучение местности и учет климатических условий сводят вероятность несчастного случая к минимуму.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»