Как в индийском кино
Судьбы двух клубов из Северо-Западного региона — СКА и «Северстали» — переплелись настолько, что уже давно напоминают индийское кино, где все главные герои рано или поздно оказываются ближайшими родственниками. За 22 сезона сразу 73 хоккеиста успели поиграть за обе команды: 4 вратаря, 28 защитников, 41 нападающий, а также был один «общий» главный тренер — Николай Соловьев, который сейчас работает в «Югре». Только в сезонах 2006/07 и 2011/12 не было ни одного перехода игроков между СКА и «Северсталью». Практически все знаковые хоккеисты армейского клуба 1990–2000-х заезжали погостить в Череповец: Соколов, Кознев, Горбушин, Горовиков, Юдин…
Причем в роли «старшего брата» клубы выступают по очереди. В советские времена, естественно, первенство принадлежало армейскому клубу из Ленинграда, выступавшему в Высшей лиге чемпионата СССР. Череповецкий «Металлург», тогда игравший во второй и первой лигах, вынужден был по первому приказу отправлять своих игроков на «службу» в СКА. Возражения не принимались.
Наступила перестройка, и роли поменялись кардинально. Маску «бедного родственника» пришлось примерять на себя уже армейцам. А «Металлург», поменявший название на «Северсталь», в смутное время чувствовал себя вполне комфортно — благодаря поддержке расположенного в городе одного из крупнейших в мире металлургических комбинатов. Пока питерская команда боролась за выживание — в прямом и переносном смысле, — череповчане добились своих самых больших успехов в истории: бронзовых и серебряных медалей в чемпионате России (сезоны 2000/01, 2002/03). И уже представители Вологодчины не стеснялись черпать резервы в Северной столице. Благо финансовое положение команд было не сравнить. Например, в сезоне-2000/01 армейцам пришлось отдать в «Северсталь» двух своих лучших игроков: Максима Соколова и Алексея Кознева. Команда Рафаила Ишматова тогда кроме денежной компенсации получила семь или восемь молодых игроков, не проходивших в состав череповчан (среди них, например, Юрий Трубачев). Количество перешло в качество. Не без труда, но армейцам удалось удержаться в высшем дивизионе….
Впрочем, с приходом Газпрома все резко поменялось. О прежнем безденежье даже вспоминать стало неудобно. Поэтому вновь игроки из Череповца стали брать курс на город на Неве. Стоит вспомнить того же Трубачева. Поиграв в «Финиксе», стал армейцем и Виктор Тихонов. Транзитом через фарм-клуб «Бостона» в Петербург прибыл Юрий Александров, в прошлое межсезонье по его стопам в Питер направились еще два игрока обороны: Максим Чудинов и Богдан Киселевич (последний, правда, потом все-таки вернулся обратно в «Северсталь»).
Шумный балаган Назарова
В городе же Вологодской губернии, наоборот, к середине 2000-х годов финансовый поток стал иссякать — новые хозяева комбината одно время вообще собирались бросить финансирование профессионального хоккея. До крайности дело, к счастью, не дошло, но и о больших победах пришлось забыть. «Сталевары» превратились в обыкновенного середняка, не ставящего перед собой серьезных задач и не вызывающего особого интереса в других регионах.
Все изменилось с приходом Андрея Назарова. Трудно сказать, какие именно качества бывшего тафгая привлекли менеджмент «Северстали», но выбор получился сверхудачным. Во-первых, без сверхбюджета череповчане выполнили главную задачу — пробились в плей-офф, демонстрируя при этом очень интересный хоккей. Во-вторых, о провинциальном клубе вновь заговорили по всей России. И тут заслуга принадлежит прежде всего Назарову. Андрей Викторович, пройдя школу НХЛ, возможно, лучше всех в России понимает, что хоккею нужна постоянная раскрутка. Любыми способами… О себе надо говорить в полный голос — даже если ты не занимаешь высокие места.
Конечно, в этом плане звездный час уроженца Челябинска пришелся на время работы в «Витязе». Со своим бойцовским клубом ни разу не добравшись до плей-офф, он тем не менее пробился на центральные каналы и страницы газет. И даже за океаном многие были наслышаны про уникальный Vityaz, который коллекционирует лучших тафгаев мира. В «Северстали», правда, в этом плане разбежаться трудно — спортивные задачи тут на первом месте. Но сразу после назначения на тренерский пост Назаров пообещал удивить мир первым в мире дагестанским тафгаем — Пахрудином Гимбатовым. У соперников сразу напряглись нервы, но кровью ледовые площадки кропить уроженец Петербурга не стал. На его счету оказалось только пару драк в КХЛ, а вскоре он потерял место в «основе» — вплоть до конца чемпионата. Впрочем, клуб Назарова, даже став «пацифистом», продолжал настойчиво привлекать к себе внимание. Тут можно вспомнить и рекорд Кошечкина, зацементировавшего за собой место в воротах, и переход Анисина, ставшего изгоем в московском «Динамо», и рассказы Грязного Наза, как прозвали коуча в НХЛ, про целебное вологодское масло, которое едят на первое и второе его игроки. Наделало шуму и желание наставника напоить своих подопечных фирменной водкой Nazarov, которая, правда, уже не выпускается. И наконец, проснувшийся в Андрее Викторовиче литературный талант, выразившийся в письме «турецкому султану» — президенту КХЛ. Эффект оказался громким. Хотя непонятно, принес ли он практическую пользу его клубу. В общем, скучно с Назаровым не бывает. Он способен создать незабываемое шоу даже в самом скучном балагане. Причем кажется, что таким образом он прежде всего самому себе не дает заскучать в порой довольно унылом российском хоккее.
Понедельник — день тяжелый?
При этом, хотя поведение Назарова иногда и вызывает в хоккейной среде, мягко говоря, непонимание, отказать в таланте ему трудно. С не самыми богатыми российскими клубами он умудряется показывать приличный результат. Так было и в «Тракторе», и в «Витязе», и теперь в «Северстали». На роль кризисного менеджера Назаров, пожалуй, подходит идеально. А как насчет замахнуться на большее? До нынешнего сезона его команды ни разу не проходили дальше первого круга плей-офф. Но в нынешнем розыгрыше Рубикон оказался пройден — «Локомотив» его команда загнала в тупик. Не пора ли остановиться?
На самом деле в первых двух матчах четвертьфинала его команда демонстрировала игру, с которой смотрелась отлично даже на уровне фаворита. Никакой мысли, что СКА изначально сильнее, в головах «назаровцев» не просматривалось. Будь игроки с Вологодчины чуть поудачливее, не дай слабину в решающие моменты Кошечкин, и в родной город они могли возвращаться на коне. Кстати, на вопрос, что случилось с Кошечкиным в первых двух матчах, не мог дать ответ и сам Назаров, как, похоже, и никто в Череповце, кроме самого Василия. Наставник «Северстали» лишь выразил надежду, что, «переспав две ночи», его основной голкипер придет в себя.
Впрочем, сомнения местных болельщиков все-таки терзали. Но в понедельник, за час до начала третьей игры, можно было без всякой очереди приобрести «квиточки». Правда, не самые дешевые: на центральные сектора билеты продавались по цене 450 и 600 рублей. Сразу вспомнились слова экс форварда СКА Алексея Кознева, что болельщики в Череповце очень требовательные. Неужели они выставили двойку своим хоккеистам за два поражения в Петербурге? Или просто понедельник — день тяжелый для рабочего города? А может, металлурги никуда никогда не спешат? Свободных мест-то в итоге почти не было.
Кстати, называется череповецкий стадион так же, как и арена в Петербурге, — Ледовый дворец. Простенько, но со вкусом, как говорила героиня Нонны Мордюковой.
«Пускай нашим еще забьют»!
«Ребята, докажите, что вы из стали!» — завел ведущий перед первым вбрасыванием. Доказывать, что они не люди, а киборги, игроки «Северстали» бросились с первых секунд. Стартовый натиск хозяев с трибун показался грозным, но на игроков СКА особого впечатления не произвел. Стоило трибунам завести: «Вася! Вася!», как за воротами их кумира первый раз зажегся красный свет. Чуть ли не первая опасная контратака армейцев завершилась успехом. Финн Рамстедт на 8-й минуте отправил шайбу кистевым броском в девятку. А стоило Артюхину с Лааксо обменяться ударами и отравиться на «отдых», как прошел еще один разящий выпад гостей: на этот раз Варнаков с близкого расстояния огорчил вратаря сборной России — в тот же угол, что и Рамстедт. Когда же на 13-й минуте Бурдасов с добивания еще раз переиграл Кошечкина, стало понятно, что «спящий гигант» продолжает дремать. 0:3 к середине первого периода — в матче со СКА звучит почти как приговор. Болельщики это поняли и потихоньку потянулись в подтрибунные фойе — с расстройства подкрепиться.
Что оставалось Назарову в такой ситуации? Другого вратаря экстра-уровня у клуба нет. Пришлось ограничиться малым — взять тайм-аут. В последней надежде достучаться до сердец своих подопечных.
Помогло мало. Даже в большинстве остроты у ворот Ежова было мало. Стоит отметить только неугомонного Анисина, который потревожил перекладину.
Следующая двадцатиминутка грозила превратиться в дуэль вратарей. Кошечкин усилиями армейских хоккеистов старался доказать, что он не так плох, как показывает его статистика в этой серии. Ежов боролся за свой личный «ноль», выражая явное желание засушить «сухарь». Впрочем, как-то быстро натиск соперников успокоился. Новый взрыв последовал после размена штрафниками. Сперва Калинин «пообщался» со штангой, а вскоре в быстром отрыве открытый угол ворот поразил армейский «чеккер» Непряев — 0:4. Так и хотелось сказать: «Кошечкин — виноват, но он не виноват!» Между тем череповецкие болельщики продолжали демонстрировать свою суровость. «Пускай еще нашим забьют. Видно, что они специально сливают матч», — заметил в «курилке» один из «спецов». Резонный вопрос его друга: «А смысл какой?» — повис в морозном воздухе.
Большинство посетителей стадиона было все-таки настроено вполне дружелюбно и продолжало восторженно встречать каждое удачное действие хоккеистов своей команды. И даже несчастному Кошечкину досталась партия аплодисментов. Атаки на его ворота продолжались накатываться волнами и в третьем периоде — свое мастерство Васе было где показать. А один раз ему на помощь пришла штанга. Фортуна словно извинялась перед Кошечкиным за былые просчеты. И все же намного более важным оказался итоговый «ноль» Ежова, который не дрогнул и в заключительные 20 минут.
Теперь уже сегодня в повторном матче в Череповце армейцы могут оформить путевку в финал конференции.
Череповец
«Северсталь» (Череповец) — СКА (Санкт-Петербург) — 0:4 (0:3, 0:1, 0:0)
СКА: Александров — Даллмэн, Чудинов — Осипов, Семенов — Калинин (к); Тихонов — Мортенссон — Торесен, Варнаков — Рамстедт — Панарин, Афиногенов — Кучерявенко — Артюхин, Монахов — Непряев — Бурдасов
-
Голы: 0:1 Рамстедт-2 (Панарин, 07:53); 0:2 Варнаков-6 (Александров, 09:05); 0:3 Бурдасов-3 (Калинин, Афиногенов, 12:18); 0:4 Непряев-1 (Кучерявенко, Калинин, 31:07)
-
Вратари: Кошечкин — Ежов
-
Штраф: 8 (4+4+0) — 10 (6+2+2)
11 марта. Череповец. Ледовый дворец. 5584 зрителя
Счет в серии: 0–3