• Работа в желобе до часа ночи

    21.01.14 00:08

    (Фото: РИА «Новости»)

    Она не называет своего возраста. Зачем? Тамара Толстопятенко — так называемый серебряный волонтер. Есть такая организация — «Серебряный возраст» — помогает пожилым людям социально адаптироваться.

    Но назвать эту женщину пожилой как-то язык не поворачивается. В ней больше жизни, чем в ином молодом человеке, здоровый румянец которого украл сенсорный экран мобильника. Она точно знает, что отправится в Сочи 24 января. На поезде. Почему именно на поезде? С этого вопроса и начался наш разговор.

    Питер смешают с Москвой

    — На поезде удобнее, — искренне говорит Тамара. Кстати, к ней можно обращаться просто по имени, без отчества. — Он как раз 26 января приезжает, а 27-го я уже начинаю готовиться к работе на своем объекте. Выдадут форму, дадут последние инструкции.

    На вопрос, легко ли ей общаться с юными волонтерами, она отвечает положительно:

    — Я очень люблю молодежь! У меня и подружек много, которые гораздо младше меня. Им по 24 года! Мне кажется, я нахожу с ними общий язык. Никогда не задумывалась об этом специально. Искать подход к молодежи? Для чего? Все получается само собой, естественно, без какого-либо напряга.

    Вперемешку с молодыми людьми она и отправится в своем 14-м вагоне покорять Сочи. Вагон будет специальным, волонтерским. Так что Тамара скучать в пути не собирается.

    В олимпийской столице она, возможно, тоже будет жить с двадцатилетними. А может, и нет. Это зависит не от нее. Здесь личные пожелания не имеют особого значения. Как распределили, так и будет. Питерцы смешаются с москвичами, а восемнадцатилетние — с теми, кто перевалил за полтинник.

    Правда, есть координаторы волонтеров, старающиеся учесть личные предпочтения. Но на самом деле у таких людей, как Тамара, этих предпочтений может и не быть. Она готова знакомиться и общаться со всеми вокруг.

    Скобрев или Плющенко?

    Тамара Толстопятенко начнет работать на своем объекте 30 января. «Адлер-Арена». Здесь ожидаются нешуточные баталии конькобежцев. Любимец россиян — Иван Скобрев. Скобрев, кстати, тоже волонтер. Известный факт — он помогал бороться со стихией на Дальнем Востоке во время наводнений в конце лета 2013 года. Но оказалось, что любимец Тамары вовсе не Скобрев. Она, конечно, будет переживать за российских конькобежцев, но ее любимый вид спорта — фигурное катание. Любимого фигуриста можно не называть, это и так понятно. Но это сейчас у всех на устах олимпийский чемпион Турина, а раньше, как и большинство советских людей, трепетали перед Людмилой Пахомовой и Ириной Родниной.

     

    По признанию Тамары, она и сама не прочь надеть коньки. Год назад она решила прокатиться — впервые после сорокалетнего перерыва! И… сломала ногу.

    — В этом году было страшно снова выходить на лед, — рассказывает волонтер. — Но я все-таки справилась с собой.

    Почему Тамаре, как и многим другим волонтерам, не удастся поработать на любимом виде спорта? Конкуренция большая. Всем не угодишь.

    До объекта везли два часа

    Обязанности у сочинских волонтеров обширные. Конкретно Толстопятенко будет работать, по ее словам, «на сервисе». Пока сложно расшифровать, что это значит:

    — Основные указания получим уже на месте, сейчас не все понятно. Но у меня есть опыт работы на тестовых соревнованиях в Сочи. Мы пробыли там целый месяц. Это был горный кластер. Жили в каком-то санатории. До объекта нас везли два часа. Объект — «Санки», там проходят соревнования по бобслею, скелетону, саням. Работали в желобе до часу ночи. Было тяжело. Потом у нас еще были разные тренинги. Приходилось не только куда-то ходить и заниматься в группах, но и обучаться дома на компьютере. Порой пройти компьютерную «обучалку» было очень тяжело. Когда отвечала неправильно, она иногда блокировалась на сутки. Я на один вопрос, бывало, отвечала трое суток! Пришлось перекопать очень много материала, чтобы пройти все этапы.

    Без знания английского

    Интересно, что знание английского языка не было обязательным условием для волонтеров. Предпочтительно, но не обязательно. Как же общаться с иностранцами?

    — Вы знаете, я работала волонтером на Универсиаде в Казани и могу сказать, что без хорошего знания английского справлялась со своими обязанностями нормально. Проблем не возникало. Один раз возникла сложная ситуация. Канадской спортсменке потребовалась медицинская помощь, а врачей вокруг не было. Это было недалеко от того места, где мы жили. Прямо на улице. Я быстро сориентировалась и довела их до специального медицинского терминала. Знание языка в тот момент было не так важно. Я просто сориентировалась и помогла, — делится Тамара.

    Толстопятенко — активный волонтер. Она помогала на Универсиаде, на Всемирных играх боевых искусств. В Казани работала со зрителями, болельщиками. В волейбольном зале под названием «Санкт-Петербург». Откуда у нее столько свободного времени? Неужели не надо нянчиться с внуками?

    В Чили гордятся Олимпиадой

    Оказывается, не надо.

    — В России у меня нет семьи, я одна, — констатирует волонтер. — Только поймите меня правильно: дети у меня есть, сын живет не так далеко, а вот дочь — в Чили! Они мною гордятся. Им очень интересна Олимпиада в Сочи, постоянно связываются со мной, спрашивают, что и как. На внучку, которая живет в Питере, времени хватает. Гуляем с ней. А в Южной Америке спрашивают, мол, нет ли лишнего билетика. Хотят приехать. Сейчас это не так сложно — заказывай билеты через Интернет, и все.

    Волонтеры тратят свои деньги

    Тамара собирается посетить в Сочи как можно больше соревнований. В свободное время. Для этого она даже берет с собой деньги, вдруг проходок не будет. Так получилось на Универсиаде:

    — В первые два дня в Казани вопрос не был решен, проходок не было… Из-за этого я пропустила свой любимый летний вид — синхронное плавание! Обожаю его, но попасть не получилось. Хотелось бы, чтобы в Сочи история не по­вторилась, — говорит Тамара.

    На Универсиаде ей это сделать удалось: смотрела водное поло, настольный теннис, регби.

    Променял Северную столицу на Сочи

    В Сочи Тамара отдыхала еще в советское время. Она с мужем уехала на заработки на Север, и во время отпуска им предоставлялись путевки. С тех времен Сочи очень сильно изменился, по словам Толстопятенко, — до неузнаваемости.

    — Это совершенно другой город. Сейчас он красивый и современный. Когда мы работали на тестовых соревнованиях, нас возил один парень на хорошей иномарке. Он родился в Санкт-Петербурге, а потом переехал жить в Сочи. О чем ни капли не пожалел.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров