«Зенит» совершил главный трансфер межсезонья, подписав еще на 3,5 года Лучано Спаллетти. Случилось это в такой момент и преподнеслось в такой формулировке, что возникли сразу несколько «почему».
1. Почему контракт заключили именно сейчас?
Так давно было объявлено, что контракт со Спаллетти «на мази», все готово для того, чтобы переподписать тренера на новый срок. Тем более что итальянец более чем устраивает петербургский клуб: результатов достигает хороших, экономит деньги Газпрома, лишнего не говорит, в то же время все держит под контролем. То, что о заключении нового соглашения объявлено сразу после того, как травму получил Данни, да еще и за несколько дней до матча с «Бенфикой» в Лиге чемпионов, — чистая случайность. В Коверчано президент и генеральный директор «Зенита» со Спаллетти обо всем договорились, и контракт принял форму официального документа. Когда еще этим заниматься?
2. Почему сделали ставку на Спаллетти?
Вообще-то этот вопрос должен идти первым номером, но больно уж неожиданной стала новость, размещенная на сайте ФК «Зенит». В Спаллетти никто, похоже, не сомневается. Его выбрали почти так, как выберут скоро Владимира Путина. Вроде бы все хорошо. Да, возможно, наметились какие-то проблемы, но главное, чтобы не было хуже. Как сказал Евгений Плющенко, «Путин — профессионал и настоящий лидер».
Мистер свои лидерские качества тщательно маскирует (за фразами типа «Это не я — это все игроки»), но всем понятно, кто «сидит на базе». И не только на базе «Зенита», хотя Лучано там действительно днюет и ночует. Для руководства «Зенита» это самый удобный вариант: и задумываться ни о чем не надо. От добра добра, как говорится...
3. Почему в сферу ответственности главного тренера теперь будут входить «вопросы, связанные с трансферной политикой»?
Возможно, что-то изменится. А возможно, и ничего. В последнее время Спаллетти и так определял трансферную политику «Зенита». По крайней мере, накладывал вето на покупку тех или иных игроков. Просто раньше футболистов предлагал в том числе и спортивный директор Игорь Корнеев. Теперь спортивного директора в «Зените» не будет. Эти вопросы решили завязать на главного тренера. Клуб давно пользуется услугами итальянских скаутов, которые рекомендуют «Зениту» футболистов. Пока не удается совместить их «нужность» и наличие средств на приобретение. Сравнивать Спаллетти с Венгером и Фергюсоном, играющими роль тренеров-менеджеров в «Арсенале» и МЮ, наверное, рано — у итальянца не будет «своего» бюджета.
4. Почему это хорошо?
Хорошо, что Спаллетти нравится в Петербурге. Он подходящий тренер для «Зенита», по крайней мере тем, что несколько превосходит футбольным авторитетом авторитет в футбольном мире самого клуба. Хорошо то, что теперь игроки, которых приглашают в Петербург, будут знать: Спаллетти тут надолго. Если, конечно, не случится форс-мажора. И, может, даже в оставшееся до 24 февраля время «Зенит» в связи с изменениями в судьбе главного тренера приобретет кого-то из новичков. Ведь на носу не только «Бенфика», но и сложнейший финиш чемпионата, где кровь из носа нужно занять первое место (второе начнет Лигу чемпионов, участие в которой — главная цель «Зенита», с квалификации).
5. Почему это плохо?
У Спаллетти в клубе мало противовесов — только его совесть и принципы. Хватит ли времени у главного тренера полноценно заниматься еще и трансферной политикой «Зенита», когда его и так катастрофически не хватает? Не сведется ли теперь селекционная деятельность клуба к тому, что из Италии сине-бело-голубым будут предлагать игроков, а Спаллетти будет с удвоенной энергией выбивать на них средства? Способен ли Спаллетти одним глазом охватить рынок Восточной Европы, а другим — рынок Южной Америки, где реальнее всего найти таланты, согласные на переезд в Россию? А ведь ему еще на матчи резервистов и чемпионата Петербурга теперь надо ходить — там всегда были кадры.