Психолог, доктор медицинских наук, консультант российских спортсменов по летним и зимним видам спорта Вадим Гущин охарактеризовал поведение главного тренера национальной сборной России по футболу Валерия Карпина.
- Считаете ли вы, что Валерия Карпина в последнее время стало слишком «много» в СМИ?
– Это можно по-разному интерпретировать. Например, если кто-то очень хочет поддержать тренера, он скажет, что тренер берет удар на себя после каждого матча. Он защищает своих игроков, не дает испытать стресс от острых вопросов журналистов. Это некий щит между тренерами и игроками, который позволяет игрокам не терять уверенности.
Я уверен, что после матча со Словакией они бы услышали о себе такое… А тренер говорит: «Это я идиот, это я такой-сякой. Да, игра плохая». То есть он берет на себя ответственность. Это хороший вариант, который благожелательно оценивает тренера. Если мы хотим думать о нем хорошо, то давайте именно такой вариант рассматривать.
Вариант второй: сколько я помню Валерия Георгиевича в футболе – в качестве игрока, в качестве тренера, – он всегда любил говорить. Он никогда не скрывался. При том, что он отвечает достаточно своеобразно, он это делает всегда. Еще один вариант – Карпин умеет работать с прессой.
И третий вариант: «Государство – это я». Хорошо зная Валерия Георгиевича в футболе, его путь и поведение, могу сказать, что он так всегда себя ведет. Недаром он работал и на испанском телевидении комментатором, и на нашем. Любит он это дело.
– Да, это так.
– Ну и кому от этого плохо? Вы же обожаете Слуцкого? Ну и это любите. Конечно, есть люди, которые считают, что тренер должен делать что-то «среднее». Ну а где сейчас в стране найти идеального тренера для сборной? У нас таких нет. Мы вон в «Локомотив» и «Спартак» иностранцев зовем. Имеем то, что имеем. Вот такая у нас сейчас жизнь, когда хайп и пиар важнее содержания.
Выбирайте из этих трех вариантов то, что хотите, в зависимости от того, как вы лично относитесь к Валерию Георгиевичу. Либо он защищает, либо он умеет работать с прессой, либо он считает себя альфой и омегой нашего футбола.
– Согласны ли вы с тем, что Валерией Карпин на фоне предыдущих тренеров сборной России является «своим» человеком, из народа?
– С этим я полностью согласен. Леонид Викторович Слуцкий был скорее любимцем журналистов. Для простого болельщика и фаната он слишком сложен – сложные слова говорит, слишком много рассуждает о тактике. Станислав Саламович Черчесов в принципе с прессой работал не очень удачно, что, на мой взгляд, и послужило причиной его увольнения. И если взять всех этих людей, то, наверное, наиболее «народным» что ли, как ни странно, был Гус Иванович Хиддинк – недаром он Иванович. А Валерий Георгиевич тоже такой. И именно поэтому у него есть поддержка. Он как тренер никогда и ничего еще не выиграл. Тем не менее, его везде и во всем поддерживают. Это значит, что народность важнее чем профессиональные качества.
– Если сборная России проиграет, ударит ли негатив по Валерию Карпину?
– Так сколько уже лет не ударяет. Вы посмотрите на его тренерскую карьеру. Начинает хорошо, проваливается, увольнение. В «Спартаке» начинает хорошо, проваливается - увольнение. Причем дважды. В «Ростове» начинает хорошо… и посмотрите, где сейчас «Ростов». Вы мне скажите, а где он в конечном итоге не опустился на невысокий уровень? Но мы по-прежнему его любим и выдвигаем в тренеры сборной. Еще раз повторю: сейчас в нашей стране хайп и имидж «народности» важнее, чем какие-то профессиональные качества. Оценивать их люди не умеют и не могут. А вот то, что он «свой в доску», все понимают.