В истории «Ливерпуля» было четыре великих капитана.
Черт… Опять четверка, вечная цифра этого города. Но как иначе — без этих осознанных или подсознательных ассоциаций. Это как проклятие, не иначе — город, застывающий в тени былого величия. Кажется, что прямо на наших глазах происходит эта трансформация — когда Ливерпуль из современного города становится архетипом, какой бы из смыслов вы не вкладывали в это слово.
Был Хьюз. Был Томпсон. Был Сунесс. И был Джеррард. Тот, кто словно нес на себе проклятие «Ливерпуля» — быть королем в изгнании, королем без трона и короны.
Это все, разумеется, очень литературно, если даже не слишком. Но я не могу писать иначе о Стиви Джи и «Ливерпуле». Я специально дождался вечера, чтобы предметы в моем кабинете начали отбрасывать причудливые тени. Еще чуть-чуть и я пошел бы за свечой или стаканчиком виски.
Но нет. Не сейчас, может быть, позже. Когда станет совсем темно.
***
На моем «Ливерпуле» тоже играют тени. Пять Кубков чемпионов — последний из которых был поднят над головой именно Джеррардом. Пять Кубков на четырех великих капитанов.
Я грустил, когда Суарес уехжал в «Барселону», но понимал — это единственно верный ход для клуба и для игрока.
Сейчас, когда уходит Джеррард, я чувствую внутри себя не грусть, а пустоту. Мне кажется, что это конец. Что на наших глазах время стало историей.
В матче, которым Джеррард прощался с «Энфилдом», еще его «Ливерпуль» лег «Кристал Пэлас» 1:3. Когда судья свистнул в последний раз, камера показала капитана. Я смотрел на его лицо и думал — ушел тот, кем мы мерили каждого из игроков «красных» полтора десятка лет. И все гадал — когда и с кого мы теперь будем снимать мерку…
***
— Каким ты представляешь свое будущее в сорок, в пятьдесят, в шестьдесят?
— В сорок еще активен, физически хорошо слажен. Желательно в классическом костюме, забочусь о том, чтоб наш клуб процветал — «Зенит». В пятьдесят тоже. В шестьдесят уже как почетный гость хожу на новый стадион, сижу в ложе, и общаюсь с Андреем Аршавиным, с Гариком. Мы говорим друг другу: «Ну, неплохой вроде парень там играем, тот так себе».
— Мы были лучше?..
— Естественно. Я еще ни разу не слышал, чтобы кто-то из ветеранов говорил: «мы были хуже, чем они».
— Ты сказал в сорок лет будешь полезен клубу. Кто там из вас первый претендент на роль спортивного директора?
— Ну не знаю, кто.
— Там наверняка еще есть один, Аршавин фамилия.
(Интервью Кержакова программе «Истории футбола»)
***
— А ты уже задумывался, чем заняться?
— Я? Нет.
— Видишь себя в «Зените»?
— Я бы хотел работать в «Зените». Тренером, наверное, нет. Скорее, функционером.
— Функционером — это кем?
— Отвечать за спортивную часть.
— Спортивным директором «Зенита»?
— В свое время я еще Виталию Леонтьевичу сказал: хочу быть генеральным директором «Зенита».
— Ты хочешь стать генеральным директором «Зенита»?
— Может быть. Может быть, и да. Глобально — да.
— Но не спортивным?
— Там уже Керж так хочет прорваться на это место…
— Куда, на генерального?
— Нет, на спортивного.
(Интервью Аршавина программе «Истории футбола»)
***
Я так хочу чтобы они ушли. Точнее — остались. Ушли, чтобы сыграть еще один сезон — и лучше всего куда-нибудь далеко-далеко. В Катар. В Америку. В «Борнмут».
Они уже думают о том, что с ними будет дальше. Раз отвечают на такой не самый простой вопрос так четко. И характерно, что оба не видят себя тренерами. Может быть, менеджерские амбиции привлекательнее, как игра вдлинную. Может быть, эти посты представляются им возможными. Может быть, всему виной воспоминания детства — я не могу назвать ни одного игрока «Зенита»-84, сделавшего тренерскую карьеру. Мне неловко перед Давыдовым после таких слов, но бронза и Кубок — это достижения, а не карьера. Надеюсь, у Семака с Зыряновым все сложится как должно.
Я не могу представить, что Виллаш-Боаш не выставит Аршавина с Кержаковым с первых минут матча с «Локомотивом». Португалец весь сезон подталкивает нас к уверенности, что он расстанется с ними этим летом. Но если им придется сейчас проститься с «Зенитом», все мы убеждены — с ними должны поступить как с Джеррардом. Дать отыграть оба тайма целиком в последнем матче сезона на своем стадионе. В игре, где клубу вручат чемпионский Кубок и медали.
В истории «Зенита» было много отличных игроков, множество легенд. Но великими не для города, а для всей страны стали только эти двое. Капитан команды и ее лучший бомбардир. Не знаю, как вы, а я до сих пор меряю каждого игрока атаки «Зенита» не по Халку.
Очень тяжело, когда на твоих глазах время становится историей.
Больше историй от Ильи Казакова — здесь