В последние два дня я был занят адской работой. И не уследил за новостями.
Новости бывают жестоки. Ушел Владимир Крутов. Прости, Володя, что сразу не смог отреагировать, сказать какие-то слова. Я хочу извиниться и поклонится за то, то ты играл. За то, как ты играл в хоккей.
Ты никогда не улыбался. Я об этом часто упоминал в каких-то статьях. Я запомнил это с детства. Когда бежал с утра 1 января смотреть матчи наших с канадцами. Играл ли ЦСКА, сборная СССР. Это было главное сразу после Нового года. Без этого нельзя было жить. Вот тут, на столе, какие-то остатки еды, на полу серпантин, конфетти, следы праздника, а там, по черно-белому ящику, вы играли в хоккей. Вы, ребята, играли и выигрывали. И ради этого стоило жить.
Простенькая форма такая. С надписью СССР. Или ЦСКА. Это было без разницы в то время. Все одно - наши.
И вот Крутов - прорыв, бросок, гол! И - на смену. На скамейку. С выражением усталости на лице. С чувством выполненного долга. Чего только не было на этом лице... Муки, страдание, удовольствие, страсть. И этот вечно торчащий зуб. Ну, ладно, Крутов забивал, когда счет был уже большим в нашу пользу. И с этим измученным лицом принимал поздравления. Но если это был важный гол, самый важный в жизни, как тогда казалось (мы ведь живем сиюминутными эмоциями), вот это было словами не передать. Плакать хочется, а этот Крутов такую мину строит, будто его на картошку отправили. Хотелось его обнять, расцеловать и спросить: да чего ж ты не радуешься, Володя?! Ведь это такой праздник!
Недавно Лучано Спаллетти спросили - чего ж вы не радуетесь? Он скорчил лицедейскую улыбку.
... Отличный игрок. Умный, резкий, быстрый, мужественный. Техничный. Рукастый. Крепкий. Можно долго перечислять. А что я еще могу сделать, чтобы сказать свое спасибо?
Я видел всю эту пятерку в новой жизни. К Макарову, которого я считаю гением хоккея, не подойдешь (вот они, деньги, НХЛ). Ларионов - умница. Фетисов - ходячий костюм. Касатонов - менеджер. Крутов... Он просто Крутов. Он хоккеист, черт побери. Мастер. Герой. Звезда. Легенда. Человечище. Его ничем не испортишь. Здоровый корень.
И - пусть земля тебе пухом, Володя. Вечная благодарность. И вечная память.