Олимпийская сказка, прощай. МОК не допустил в Пхенчхан 13 российских спортсменов и тренеров, чьи пожизненные дисквалификации были отменены решением Спортивного арбитражного суда (CAS). Вина лыжника Александра Легкова и скелетониста Александра Третьякова не доказана, но они вне Игры. Что это значит?
Лучи презрения Баха
МОК категорически отказывался допускать на Олимпиаду2018 «нежелательных» россиян, чьи фамилии хоть раз упомянуты в данных допинговых информаторов. Достоверность этих данных — отдельный вопрос. После дисквалификации ОКР чиновники МОК в своем праве. Могли бы никого не пустить. Никаких Медведевых и Загитовых. Никаких хоккеистов, будь у руля бывший глава ВАДА Ричард Паунд и его единомышленники из числа радикальных противников «русских на допинге».
Поводом не допускать оправданных россиян послужило то, что «CAS не опубликовал мотивировочную часть вердикта». Эта публикация ожидается в конце февраля, как раз к церемонии закрытия Олимпиады в Пхенчхане. Российские спортсмены могут подать апелляцию в комиссию CAS, но вряд ли это поможет, когда МОК выписывает отказы со ссылками на «новую конфиденциальную информацию из источников ВАДА». Значит ли это, что все против России? Нет. Далеко не все.
Нынешнее руководство МОК во главе с Томасом Бахом настроено к России снисходительно, поэтому наш Олимпийский комитет дисквалифицировали только в декабре, а не два года назад после грандиозных скандалов в легкой атлетике. Попробуйте почитать, что немецкая или британская пресса думает о Бахе. Таких лучей презрения российские чиновники редко удостаиваются.
Однако у Баха есть оркестр, куда входят ВАДА, многие видные спортсмены, национальные олимпийские комитеты США, Британии, Германии, Канады… Они требуют принять резкие меры по «допинговой системе» в России. Если плюнуть им в глаза, легко нарваться на бойкот с другой стороны. Не только СССР, но и США умели бойкотировать Олимпиады. Одной Россией пожертвовать легче, чем целым олимпийским движением, но и одной крупной страной жертвовать не хочется. Сейчас в мире не так много держав, готовых провести Олимпийские игры с размахом. А без размаха Олимпиады быстро скатятся вниз в телерейтингах.
МОК в растерянности
Сейчас МОК в полной растерянности. Он откровенно тянет время, не желая допускать сборную России в нормальном составе и статусе в Пхенчхан, но и не допуская полного разрыва отношений. Чтобы создать видимость бурной деятельности в обе стороны конфликта, Томас Бах делает откровенно странные заявления. «Привилегия получить приглашение на Олимпиаду требует большего, чем просто отсутствие наказаний», — говорит глава МОК.Это явно политическая риторика, неуместная в спорте, но политика вечно лезет в большой спорт.
МОК поразило решение CAS о снятии дисквалификаций с Третьякова и компании, которому он обязан подчиниться или же полностью обрушить и реформировать всю систему олимпийскую спорта. В МОК не знают, как быть с данными информаторов, которые, по-видимому, бросают тень на чистых по всем пробам спортсменов, таких как Виктор Ан или Сергей Устюгов. Поэтому ведомство Баха особенно невнятно в комментариях по Ану и Устюгову. Огульно обвинять суперзвезд не хочется, а отказаться от подозрений — признать несостоятельность нападок на российских атлетов в целом. И самое главное, МОК ждет реакции России, а она противоречива.
Глава ОКР Александр Жуков в декабре на заседании исполкома МОК принес извинения за нарушения антидопинговых правил и тут же обрушился на «беглого мошенника Родченкова», а затем сослался на «масштабные изменения в деле борьбы с допингом в России». Такие извинения не примут, а на большие уступки Россия не согласна.
Скорее всего, нас с МОК ждет патовая ситуация на несколько лет вроде той, в которой пребывает отечественная легкая атлетика. Российские спортсмены будут осваивать международную судебную систему (давно пора бы), а спокойных Олимпиад не предвидится. Пхенчхан2018 безнадежно испорчен. «Происходит что-то невероятное. Для меня это больше не Олимпиада»,— признался тренер российских лыжников Маркус Крамер. Чем это закончится?
Олимпийское движение нуждается в реформах, и они скоро начнутся. Система борьбы с допингом показала свою полнейшую несостоятельность. CAS и МОК утратили взаимопонимание. Руководство МОК критикуют и обвиняют в коррупции со всех сторон, причем в Европе считают, что спортивных чиновников подкупили русские, а в России проклинают руку Запада. Если юристам и чиновникам, представляющим российскую сторону, удастся отстоять честные имена спортсменов и свалить вину на нерадивые антидопинговые службы, то в обновленном олимпийском движении российские позиции окрепнут. Если же нет… Что ж, спортсменам всегда нужны спонсоры. Экипировка дорогая. Никто не отказывается от российских денег и не сделает этого впредь, но отстаивать медали будет куда сложнее.
Кстати: наказанные саночники пробрались в Корею
Не приглашенная МОК на Олимпиаду-2018 пятикратная чемпионка Европы по санному спорту Татьяна Иванова приехала в Южную Корею вместе с главным тренером сборной России Альбертом Демченко. Последний также был пожизненно дисквалифицирован МОК и оправдан CAS. «Мы допускали такое развитие событий, — цитирует Демченко РИА «Новости». — У нас готовы документы для продолжения борьбы в суде». Иванова вместе с Демченко собирается проходить акклиматизацию в Корее и ждать окончательного вердикта по выступлениям в Пхенчхане.
Квоты дисквалифицированных российских спортсменов уже отобраны и распределяются среди других стран, однако главы российских федераций рассчитывают на возвращение отнятых мест. «Мы надеемся, что в случае допуска Татьяны Ивановой ее квота вернется к нам», — заявила Наталия Гарт, президент Федерации санного спорта России.
13 выигравших в CAS российских спортсменов, не допущенных на Олимпиаду-2018*