• Профессионал!

    Спорт — лучшее лекарство

    01.06.11 16:39

    Далеко не каждому дано понять, что спорт можно любить абсолютно бескорыстно. Заниматься своим любимым делом, без остатка отдавать себя. Именно таким человеком был Георгий Иванович Вьюн — полузащитник ленинградского «Зенита» конца 1960-х — первой половины 1970-х годов, позже тренер питерской команды.

    Солнцевка — Новороссийск — Ереван

    Неделю назад, рассказывая о футбольном пути Александра Горшкова, мы уже вспоминали о том, что совершенно необязательно родиться в Петербурге-Ленинграде, чтобы почувствовать себя жителем славного города. Георгий Вьюн получил паспорт с питерской пропиской уже в сознательном возрасте. Родился же Георгий Иванович в деревне Солнцевка Омской области. Отец будущего зенитовца был кадровым военным, и в начале 1950-х его бросили восстанавливать разрушенный Новороссийск. Начинал Вьюн в юношеской команде «Цемент», затем уже оказался в мастерах. Хотя что значит «оказался»? На каждой тренировке, в каждом игровом эпизоде доказывал свое право.

    Тренировал новороссийцев известный специалист Артем Фальян, сыгравший в футбольной судьбе Георгия Ивановича заметную роль. Опытный наставник видел потенциал молодого исполнителя. Уезжая в Ереван — столицу тогда еще советской Армении — Фальян «захватил» с собой и Вьюна. Так в составе «Арарата» наш герой впервые познакомился с классом А, как сказали бы сегодня — с премьер-лигой.

    Питер вместо денег от «цеховиков»

    В то время на Кавказе существовали подпольные цеха по производству одежды, обуви, других товаров народного потребления, которых не было на прилавках магазинов. Их владельцы, влюбленные в футбол, негласно премировали игроков. Футбол в Арменни любили, а спортсменов до мозга костей уважали и почитали. Несмотря на популярность среди поклонников футбола, Вьюну было тяжело в Ереване. Другой язык, совершенно другая культура.

    Когда осенью 1967 года Фальян сообщил о своем уходе в «Зенит», сомнения окончательно растворились в воздухе. 23-летний Георгий решил связать свою судьбу с «городом над вольной Невой».

    И начались рабочие будни. Тренировки, игры. Не всегда удачные. Что скрывать, в те годы «Зенит» звезд с неба совсем не хватал. Тем не менее высокий профессионализм (хотя и слово-то такое в СССР произносили шепотом) и трудолюбие Вьюна не остались без внимания тренеров сборной. На минуточку, попасть в главную команду страны из «Зенита» — середняка с комплексом аутсайдера — считалось сродни подвигу! Вьюна вызывали на товарищеский матч со сборной Австрии.

     

    — Мне об этом сообщил после тренировки Фальян, — вспоминал годы спустя Георгий Иванович. — Я не поверил своим ушам. Причем игра проходила в Ленинграде на стадионе имени Кирова. Сыграл вроде бы неплохо. Однако в дальнейшем от моих услуг тренеры отказались, и это объективно.

    Буквально с перового дня в «Зените» Вьюн почувствовал себя своим в коллективе, а со временем стал одним из лидеров раздевалки. Пожалуй, самым ярким воспоминанием о флагмане питерского футбола остался 1972 год. Под руководством Евгения Горянского «Зенит» занял седьмое место. В команде была потрясающая атмосфера, футболисты много времени проводили вместе, жены приезжали на базу в Удельную. Именно в этот период Вьюн подружился с Павлом Садыриным. Через много лет тандем бывших зенитовцев сыграл едва ли не ключевую роль в судьбе визитной карточки Северной Пальмиры.

    Спасибо Брежневу и Менгисту Хайле Мариаму

    Но это будет позже. В 1975-м Вьюн покинул «Зенит». Что такое оказаться не у дел для спортсмена в годы развитого социализма? Когда не было ни особых накоплений, ни какой-либо социальной защищенности. Не сумел трудоустроиться тренером — остался никому не нужным… Многие искали утешения на дне стакана. Многие, но не Георгий Иванович. Спортивная закалка, сила воли, характер помогли обрести себя в послефутбольной жизни.

    — Судьба меня забросила в Узбекистан, — придавался воспоминаниям Вьюн накануне своего 60-летия, осенью 2004-го. — Работал в тренерском штабе Фальяна в команде «Амударья» из Нукуса. Ад кромешный! Два часа лета от Ташкента, город среди пустыни. Рядом — лагеря. И заключенных никто не охранял: бежать некуда. Каракалпакская АССР даже переводится — «выжженная земля». Летом столбик термометра поднимался до 50 градусов. Вскоре команда разбежалась, и на этом мой тренерский дебют закончился.

    Вернувшись в Ленинград, Вьюн окончил заочное отделение института Лесгафта. Позже оказался в Эфиопии. Между прочим, это очень интересная история. Президент африканской страны Менгисту Хайле Мариам встречался с лучшим другом своего народа Леонидом Ильичем Брежневым и попросил тренера для футбольной команды Сухопутных сил. Как не помочь товарищам, вставшим на путь построения коммунизма? Вьюн признавался, что в Эфиопии ощутил полную творческую свободу.

    Вместе с Садыриным подняли «Зенит»

    В 1994 году «Зенит» влачил жалкое существование. 13-е место в первой лиге — дальше падать уже некуда. Поэтому городская власть решила вернуть в команду Садырина. Вьюн работал тогда в клубе «Московская Застава», который организовал бывший вице-губернатор Валерий Малышев. Вдруг раздался звонок от Садырина: «Георгий, ты не хочешь поработать со мной в «Зените»?» Какие могут быть вопросы?..

    — Когда мы впервые увидели команду на зимнем турнире в манеже на улице Бутлерова, то просто ужаснулись, — говорил мне Георгий Иванович. — Начали работать. Перед нами ставилась задача вернуться в высшую лигу за два сезона. Однако Садырин был максималистом. Вышли!

    А потом начались проблемы с президентом клуба Виталием Мутко…

    Садырина пригласили в ЦСКА, позже в Москву к своему старому другу отправился и Вьюн.

    Сейчас за всеми Кубками УЕФА, Суперкубками и чемпионствами России не каждый вспомнит, что место «Зениту» в элите вернул тренерский тандем Садырин — Вьюн. Роль Георгия Ивановича трудно переоценить. Он был не только правой рукой Павла Федоровича в тренировочном процессе, но и по-прежнему тем же объединяющим фактором, что и в игроцкие годы. Где собирался тренерский штаб на выездах? Конечно же, в номере Вьюна. Георгий Иванович никому не давал скучать.

    Спортивная закалка помогла нашему герою и в последние годы жизни. Работал он главным тренером в МРО «Северо-Запад». В конце каждого сезона в регионе формировали сборные, выезжавшие на российские соревнования. В команде Вьюна играл юный Игорь Денисов. Позже Георгий Иванович инспектировал матчи чемпионата Петербурга, возглавлял Федерацию футбола нашего города. Увы, тяжелая болезнь не пощадила большого спортсмена. Георгий Иванович Вьюн покинул этот мир 29 ноября 2008 года. Легендарный зенитовец похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»