Восторженные суждения о том, что российская премьер-лига уже сегодня в состоянии конкурировать с лигами ведущих европейских футбольных держав, в частности, с французской, немецкой и итальянской, вынуждают вспомнить барона Мюнхгаузена, не только рассказывавшего небылицы, но и верившего в их содержание.
Можно сколь угодно много говорить о резко возросшем «совокупном качестве» чемпионата России, о длинной очереди из зарубежных телекомпаний, готовых транслировать матчи нашего первенства, о непреодолимом желании известных футбольных импресарио приглашать летом ведущие российские клубы в выгодные в финансовом плане турне и на престижные турниры, но при ближайшем рассмотрении выясняется, во-первых, что это совсем не так, истине, мягко говоря, не соответствует, а во-вторых, все словеса становятся пустыми и отскакивают, разваливаясь на ходу, при неизбежном столкновении с реальностью.
Лига иждивенцев
Евгений Гинер, с некоторыми взглядами которого на развитие футбола можно поспорить, тысячу раз, по-моему, прав, когда говорит о том, что все российские клубы должны быть частными.
Это, во-первых, поставит их в относительно равные условия, которых сейчас, конечно же, и близко нет. В ЦСКА, скажем, вкладывают средства частные лица, а в «Зенит» – государство с использованием финансовых возможностей «Газпрома». Подавляющее большинство российских клубов – иждивенцы. Они зависят от щедрых
подаяний госкорпораций, от доброй воли местных властей и выкачивают из муниципальных бюджетов деньги, которые могли бы пойти на социальные нужды. Это, говорят, копейки, на которые не стоит обращать внимание. Как сказать. Если верить источникам «Коммерсанта», поведавшим газете о суммах заработной платы и бонусов игроков «Сатурна» – команды, считающейся (теперь уже, по всей вероятности, можно говорить о ней в прошедшем времени – считавшейся) одной из самых нищих в российском чемпионате, то не о копейках речь.
Замена одного губернатора на другого рассматривается под футбольным микроскопом. «К счастью для “Ростова”, – доводилось слышать, – новый глава региона Василий Голубев оказался футбольным болельщиком». Это означает, что администрация области по-прежнему будет выделять на нужды клуба весьма значительную сумму (порядка 300 миллионов рублей), а вторая половина средств будет поступать в клубный бюджет от ряда местных спонсоров, которых тем или иным способом (зачастую – иным) убедили помочь любимой команде. А если бы В. Голубев не оказался футбольным болельщиком?
Во-вторых, частное владение клубами, при котором каждая копейка строжайшим образом учитывается, практически исключает такую привычную форму деятельности российских спортивных менеджеров и чиновников различного уровня, как воровство выделяемых денег. Сейчас, например, никак не могут разобраться, куда подевались 803 миллиона рублей, полученных в свое время «Сатурном» от Московской областной инвестиционной трастовой компании, предъявившей судебный иск клубу в связи с невозвращением долга. Куда-то ведь подевались.
Не стоит далеко ходить за примерами. В соседней Украине все почти клубы – частные. Там слово «воровство» применительно к участникам чемпионата из лексикона исключено.
И, наконец, частные владельцы сами определяют, в состоянии они участвовать в эскалации так называемых подъемных, зарплат и бонусов (непрекращающаяся эскалация эта, к слову, может вообще погубить российский футбол), или же ножки будут протягивать по одежке.
Лига попрошаек
«Томь» в 2009 году бухнулась на колени перед премьер-министром Владимиром Пути-ным, слезно умоляя помочь деньга-ми и не допустить смерти команды – оплота сибирского, как говорилось тогда, футбола. Путин томских представителей принял, пообещал, что все будет в порядке, и указал на отряд спонсоров, которым вменялось в обязанность помогать «Томи». Спонсоры от сделанного им предложения, как и ожидалось, не отказались.
Спустя полгода, перед сезоном 2010 года, томский фокус успешно повторили «Крылья Советов». У них не было денег, лишь куча долгов за спиной, наделанных не за год и не за два (работали по пирамидальному принципу: брали деньги у одних, частично гасили долги другим, потом брали еще, еще и еще, а как результат – край банкротной пропасти). В случае с Самарой Владимир Путин тоже не остался в стороне. Собрав нужных людей, он объяснил им социальную значимость футбола для самарского региона, и в этой ситуации также не нашлось желающих отказаться от сделанного предложения.
Две картинки. Одну представить не только можно, но и нужно. Другую даже в самом фантастическом сне увидеть невозможно. На первой – за совещательным столом премьер-министр России, а по соседству с протянутыми руками – представители большинства российских клубов российской премьер-лиги, жаждущие получить:
а) немедленное вспомоществование; б) список спонсоров на перспективу; в) гарантию новой, при возникновении необходимости, аудиенции в этом же кабинете.
На второй – точно такая же совещательная комната у премьер-министра Англии. Такой же внушительный стол с премьером во главе. Представители большинства клубов английской премьер-лиги с протянутыми руками взывают о помощи и умоляют не дать пропасть командам из рабочего Манчестера, портового Ливерпуля и столичного региона.
Лига бесконтрольная
РФС нанес мощный удар «Сатурну». Палата по разрешению споров этой организации, члены которой либо совсем не следят за событиями и не ведают о сложившейся в Раменском ситуации, либо полагают, что все это происходит в другой стране, приняла решение запретить «Сатурну» регистрировать новых футболистов. Решение, что и говорить, принципиальное и в высшей степени своевременное. Аккурат в эти дни от «Сатурна» остались рожки да ножки – ни тренера, ни игроков, которые полгода верили каждодневным обещаниям и играли за спасибо. Ни базы, ни стадиона – сооружения эти клубу никогда не принадлежали, что, стоит заметить, стало одной из основных причин отсутствия покупателей – нечего было покупать, кроме долгов, подмосковного воздуха и автобуса, доставлявшего команду на тренировки и матчи. Долги и воздух сохранились, автобус же, говорят, уже видели на бескрайних российских просторах вдали от Раменского, как видели, например, автобус с надписью «ФК «Москва» в районе Набережных Челнов.
Вряд ли РФС и РФПЛ на постоянной основе контролируют уровень финансовой состоятельности клубов, которые участвуют в проводимых этими организациями чемпионатах страны. В последнее время каждое межсезонье возникают парные случаи с появлением потенциальных банкротов – отказников от участия в турнире, который футбольные руководители страны пытаются впихнуть в один ряд с турнирами лучших клубов Англии, Испании, Германии, Италии и Франции. «Крылья Советов» и «Москва», испарившаяся в одночасье. «Сатурн» и «Амкар», участвовавшие в жеребьевке календаря, уже зная о том, что в новом чемпионате их, по всей вероятности, не будет: спасти оба клуба (либо один из них, скажем, «Амкар») может только чудо. «Томь» и «Крылья Советов» знают, в какой должности пребывает это чудо.