Штурман Кирилл Шубин, победитель первого этапа внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018 (в паре с пилотом Иреком Миннахметовым), поделился с корреспондентом «Спорта День за Днем» впечатлениями от гонки и раскрыл некоторые секреты своей профессии.
Борюсь за каждый километр трассы
— Кирилл, со стороны показалось, что вы выиграли легко и непринужденно.
— Нет, легко и просто не бывает. Отрыв был достаточно небольшим. Нам повезло в первый день с нашим результатом. Мы, конечно, как и остальные экипажи, немного заблудились, но проехали неправильно только четыре километра: два туда, два — обратно. Общая потеря времени не превысила пяти минут. Наши соперники проплутали гораздо больше. Плюс прекрасная, безошибочная работа пилота и прекрасная подготовка автомобиля. Благодаря этому в первый день был показан отличный результат. Перед вторым днем у нас было преимущество около 18 минут от экипажа, идущего на втором месте. Мы приняли решение не рисковать и все три этапа пройти спокойно, отдавая по три-четыре минуты на каждый спецучасток, чтобы гарантированно, безошибочно добраться до первого места. Руководство команды поставило такую задачу, и мы ее выполнили. На пером спецучастке мы были только 28-ми, на втором — 4-ми или 5-ми, и то же самое — на третьем. Двигались, спокойно отдавая эти позиции, но сохраняя лидерство на этапе.
— И получали удовольствие от езды?
— Да. Второй день гонки вышел достаточно спокойным, за исключением первых двух участков, где была очень сложная песчаная навигация, но мы справились на отлично, нигде не заблудились. Все точки взяли.
— Данный этап Can-Am X Race чем-то отличается от остальных?
— Мне этот участок очень близок. Я уже около десяти лет езжу сюда тренироваться, и арчагинская пустыня очень близка и понятна. Места знакомые, обжитые, можно сказать. К местному рельефу привычны.
— Для вас участие в этапах Can-Am X Race — тренировка перед более статусными гонками?
— Моя штурманская деятельность — это моя основная работа, я профессиональный спортсмен и занимаюсь только этим. Любое участие в любом соревновании — это вкат и опыт. А чем больше вкат у пилота и штурмана, тем более они профессиональны. Я борюсь всегда за каждый километр трассы.
На Can-Am X Race любители тянутся за профессионалами
— С Иреком Миннахметовым вместе ездите давно?
— Я около трех лет назад в команде «Чингисхан» выступал вместе с пилотом, который занял здесь второе место, — Радиком Гарифьяновым. Два или три года мы занимали три первых места на всех этапах Can-Am X Race. Потом я сменил команду, и вот сейчас меня пригласили к Иреку Миннахметову. Сейчас будут переговоры, продолжим ли мы дальше сотрудничество.
— Долго ли приходится привыкать к новому пилоту?
— Очень сложно подобрать экипаж по психотипам, чтобы характеры более-менее подходили друг другу. Мы с Иреком впервые сели вместе накануне спецучастка, и весь этот маршрут вкатывались, пытались понять друг друга, привыкнуть к общению между собой. По этой причине и делали ошибки, теряли время. Но все-таки за первый день мы привыкли друг к другу и к вечеру уже ехали как скатанный экипаж, а в воскресенье уже работали как тандем, который долгое время выступает вместе.
— Значит, все-таки психология играет большую роль?
— Как правило, штурман подстраивается под пилота, чтобы создать тому благоприятные условия для выступления, а мне здесь даже этого делать не пришлось. Спокойная работа голосом, никаких отклонений, психических всплесков, все спокойно. Ирек — очень спокойный пилот. Всем со стороны показалось, что мы проходили трассу очень агрессивно. Но у нас не было ни одной критической ситуации, ехали очень ровно, спокойно и стабильно, если и прыгали, то чуть-чуть.
— Когда этап такой массовый, как на Can-Am X Race, и в нем участвуют и любители, и профессионалы, гонка имеет свою специфику?
— Конечно, многим любителям хочется посмотреть, как выступают топовые команды, топовые пилоты, топовые машины. Им это интересно, они начинают за профи тянуться. Я сам, когда двадцать лет назад начинал заниматься автоспортом, вел себя точно так же, когда приезжал на «большие гонки». Ведущие экипажи мне казались просто какими-то немыслимыми полубогами со своими быстрыми тачками и это безумной ездой по бездорожью… И если сейчас на нас смотрят молодые люди, которые этим увлечены, могу сказать: «Добро пожаловать в мир большого автоспорта!»
Спал здесь не более двух часов за сутки — так серьезно мы готовились к гонке
— У вас когда состоялась первая большая гонка?
— Этап чемпионата России в Коломне, в 2000 году.
— Что на первых порах для вас было самым сложным?
— Тогда, когда первый раз сел за настоящий спортивный автомобиль и помчался по бездорожной трассе, — все. Был огромный стресс, когда все кругом грохочет, машина прыгает, позвоночник бьет подвеска. Очень тяжело... А потом, когда это становится для тебя основной деятельностью, уже начинаешь учиться абстрагироваться от всего. Тебя уже не пугают ни прыжки, ни перевороты. Для обыкновенного автолюбителя перевернуться, попасть в аварию в машине, например врезаться в дерево, — огромный стресс. Перевернуться на автомобиле — это что-то из ряда вон выходящее. Я в год переворачиваюсь два-три раза. А счет снесенных деревьев за одну гонку даже не принимается во внимание. Все возможно, человеческие возможности, на самом деле, безграничны.
— Какие-то серьезные травмы были?
— Слава Богу, нет.
— Этап во Фролово вам был знаком. А на трассе, которую проезжаете первый раз, что становится важным?
— Буквально все. Да, я хорошо знаю эту местность, но не знаю трассу. Любая трасса — абсолютно новая для нас. Мы всегда очень тщательно изучаем маршрут, готовим дорожные книги. Например, здесь за каждую ночь гонки я спал не более двух часов. У меня просто физически не было времени — настолько серьезно мы готовились, чтобы безошибочно проехать.
— Обычно за сколько дней начинаете готовиться к гонке?
— Как таковой подготовки нет — у меня очень много гонок. Буквально езжу с этапа на этап. Например, за предыдущий месяц у меня было уже две или три гонки. И сейчас через неделю уезжаю на следующую. Буквально приезжаю домой на недельку, стираю экипировку и дальше в путь.
— Такой график сложнее психологически или физически выдерживать?
— Физически его довольно тяжело держать, потому что нарушается режим тренировок. А чтобы выступать на соревнованиях высокого уровня, надо находиться в хорошей физической форме. Поэтому, когда у нас межсезонье, я активно занимаюсь в спортзале.
«Дакар» стал очень трудным — испытываешь кислородное голодание
— Семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин пригласил ваш экипаж принять участие в «Шелковом пути». Поедете туда?
— Надеюсь, да. Я уже несколько раз проходил «Шелковый путь». Самый лучший результат — десятое место в общем зачете — среди участников со всего мира. Это очень высокий результат.
— Хороший пилот может сесть в любой экипаж?
— На самолете я еще не пробовал (смеется). А если брать те, которые на четырех колесах, то я не пробовал только на грузовике. Может, как-нибудь договорюсь с Чагиным, и они покатают меня на грузовике (улыбается). Все остальные «аппараты» я уже пробовал.
— Из международных гонок какая самая памятная?
— Для всех остальных видов спорта самое серьезное соревнование — Олимпиада. А для нас Олимпийские игры — это «Дакар». В 2017 году мне удалось занять третье место в классе UTV (двухместные мотовездеходы). И этим я очень горжусь.
— Переезд «Дакара» из Африки в Южную Америку серьезно изменил гонку?
— Он стал сложнее, гораздо сложнее. В 2017 году «Дакар» был очень трудным, потому что он был очень высоким. Мы поднимались на высоту до пяти тысяч метров. Это было безумно тяжело: и для автомобилей, и для экипажей. Кислородное голодание? Да. Мы очень серьезно к этому готовились, занимались гипоксическими тренировками (создается эффект «горного воздуха» без поездки в горы. — «Спорт День за Днем»). И во многом благодаря этому показали такой результат. Кстати, Сергей Карякин в этот же год занял первое место в классе квадроциклов, а «КамАЗы» заняли два первых места среди грузовиков. Для российской команды – это выдающийся результат.
— Кстати, на этом этапе Can-Am X Race Карякин оказался вдалеке от пьедестала...
— У меня не было времени следить за соперниками. У нас есть спортивный директор, который это отслеживает и освобождает штурманов от этой работы, что мне сильно упрощает жизнь, и я могу сосредоточиться на навигационных моментах… Но надо учитывать, что Сергей пробовал себя не в «родном виде».
Фролово — Санкт-Петербург
Результаты первого этапа внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018
Категория Adventure
1-е место — Дмитрий Кузьмин (Железнодорожный)
2-е место — Инна Мартьянова / Екатерина Жаданова (Москва)
3-е место — Дмитрий Кирсанов / Роман Логинов (Москва)
Категория ATV
1-е место — Сергей Храмушин (Москва)
2-е место — Владислав Маликов (Москва)
3-е место — Сергей Кудашев (Златоуст)
Категория SSV Standard
1-е место — Анатолий Кузнецов / Алексей Смолин (Воткинск)
2-е место — Фарит Губаев / Александр Чернов (Ижевск)
3-е место — Айдар Галеев / Эльмир Гимазетдинов (Набережные Челны)
Категория SSV Sport
1-е место — Азат Минниханов / Ильназ Гиззатуллин (Казань)
2-е место — Артем Шумейко / Роман Елагин (Москва)
3-е место — Сергей Евстратов / Георгий Майсурадзе (Екатеринбург / Санкт-Петербург)
Категория SSV Super Sport
1-е место — Радик Гарифьянов / Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
2-е место — Денис Кротов / Дмитрий Цыро (Москва / Киев)
3-е место — Игорь Ганник / Олег Уперенко (Набережные Челны / Рига)
Категория Абсолют
1-е место — Ирек Миннахметов / Кирилл Шубин (Казань / Долгопрудный)
2-е место — Радик Гарифьянов / Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
3-е место — Денис Кротов / Дмитрий Цыро (Москва / Киев)
Фото: Can-Am X Race 2018